25 октября в Impact Hub Odessa прошла встреча с Галиной Тытыш, журналисткой, которая в настоящее время является соучредителем ОО «Родительский контроль» и председателем ОО «Смарт Образование» и занимается коммуникацией реформ в Министерстве образования и науки Украины.
Сосредоточимся на основных положениях реформы системы образования
По словам Галины Тытыш эта реформа касается 65% населения страны. Много? Давайте посчитаем: 1,3 млн. дошкольников, 3,8 млн. школьников, 0,3 млн. учащихся профессиональных средних учебных заведений, 1,6 млн. студентов, а также 0,4 млн. учителей и более 18 млн. родителей. Реформа касается каждого из вышеназванных групп.
Реформа образования, которая в части положений уже начала реализовываться, а в части будет реализована в течении 2018-2023 гг. (в частности, в сфере языка преподавания в школах национальных меньшинств, оплаты труда педагогам).
Главная задача реформы – усилить корреляцию образования с рынком труда, т.е. давать учащимся те знания, которые будут востребованы в реальной жизни. Начнут прямо с младшей школы. Более того первые 100 пилотных школ уже ведут обучение по-новому проекту.
Уровни и системы контроля
Согласно принятому закону школьное образование будет делиться на: младшую школу, базовую школу и старшую/профессиональную школу, также регулируется вопрос инклюзивного образования на всех уровнях, от младшей до старшей школы включительно.
Реформа, принимая во внимание наработки и опыт стран ЕС, в чем-то наследует лучшие примеры и ставит перед учениками высокие ожидания (т.н. финская модель).
Кроме того при переходе из одного уровня на другой (в частности из базовой школы на более высокий уровень получения знаний) предусмотрен контроль в виде ЗНО.
Что касается старшей школы, то согласно реформе она станет отдельным юридическим лицом, там увеличится количество вариативной предметной составляющей.
В случае с инклюзивным образованием нормы закона заработают с 2019 года и тогда «деньги начнут ходить за ребенком». Ситуацию с частными школами и инклюзивным образованием на данный момент ещё законодательно не урегулировали.
Финансы и свобода
Реформа образования сопряжена и с реформой децентрализации. Государство будет выделять субвенцию из бюджета для получения полного среднего образования, кроме того из бюджета осуществляется оплата учителям, в то же время сами здания школ переходят на баланс громад. И, соответственно, громады должны содержать их в надлежащем состоянии.
Практика Польши, по словам спикера, показывает, что большинство громад/гмин, заинтересованы в высоком качестве образования и стараются содержать их в хорошем состоянии, так как от этого зависит и будущая политическая судьба руководителей громад.
Также закон предполагает свободу в выборе формы обучения. Появилось законодательное определение «домашнего образования», которое теперь можно получать, но необходимо будет подтвердить полученные знания/результаты.
Отдельный блок реформы касается свободы для педагогов. Теперь учителя смогут сами разрабатывать программы, а учебные заведения смогут получать денежные средства для повышения квалификации учителей. Сейчас процессом последипломного образования занимаются специальные институты, которые не отвечают современным потребностям.
Но при этом учителя будут обязаны пройти повышение квалификации в объеме 150 часов в течении 5 лет. Процедура и характер подобных мер ещё не отработан, но уже ясно, что он будет иметь большую вариативную составляющую и повысит свободу учителей, но также будет осуществляться контроль за наработкой этих 150 часов на протяжении всех пяти лет.
Что касается заработных плат учителям, то они, согласно закону, будут повышаться вплоть до 2023 года, с тем, чтобы выйти на уровень зарплаты учителя равной трем минимальным зарплатам по стране в целом.
Реформа и ожидания родителей
Более 18 млн. родителей также вовлечены в процесс реформирования школ и иных учебных заведений в Украине. По статистике, которую озвучила Галина Тытыш с 1 по 9 класс у учеников возрастает заболеваемость: на 30% органов сердечно-сосудистой системы, на 40% органов пищеварения и на 70% нервной системы.
Соответственно ожидания родителей от реформы можно сформулировать в следующих пунктах: реальное уменьшение нагрузки на учеников, переориентация с заучивания на практическое применение материала, формирование у школьников качеств, которые помогут им в жизни, повышение шансов выпускников на поступление в вузы без репетиторов и дополнительных знаний, создание безопасного образовательного поля, преодоление коррупции в системе образования.
Также родители смогут инициировать создание Опекунского совета в школах и Наблюдательного совета в вузах. Он сможет контролировать, в частности, расход средств в учебном заведении, однако его членами не могут быть ни работники образовательного учреждения, ни сами ученики/студенты.
Институциональные основы и руководство школой
Согласно реформе образования теперь директор любого учебного заведения избирается на конкурсной основе. Он получает в распоряжение значительно больше финансовых рычагов, может привлекать денежные средства из иных источников (фонды, гранты, благотворительность), но также вырастает ответственность и возможности родителей контролировать процесс траты выделенных/полученных средств.
Теперь каждая школа должна будет давать отчет о финансовых показателях на своем сайте или сайте учредителя (это может быть громада, городской совет, проч.).
Создаются и новые институты для контроля качества образования. При ликвидации аттестации школ создается Государственная служба качества образования. Также речь идет о повышении качества последипломного образования для педагогов и их аттестации раз впять лет.
Реформирование сферы образования – долгосрочная программа и реальные результаты будут видны не сразу, тем важнее адвокация реформы и коммуникация, как с профессиональным сообществом, так и с рядовым потребителем реформы. Учитывая, что 65% населения так или иначе связны с реформой образования, то подобные встречи являются важными и актуальными, в первую очередь для тех преподавателей и активистов, которые хотят получить неискаженную информацию о процессах, которые сейчас происходят в сфере реформы образования в Украине.
Встреча была организована «Интерньюз-Украина» в рамках инициативы «Европейское кафе». Это уже четвертая встреча подобного рода. Встречи «Европейского кафе» организует общественная организация «Интерньюз Украина» в рамках проекта «Укрепление независимых СМИ в Грузии, Молдове и Украине».