Реформа среднего и профессионального образования чаще всего рассматривается в отрыве от образования высшего. Однако, комплексные программы развития образования предусматривают системные реформы в самых разных сферах, исходя из вызовов времени.
Современное образование стран Западной Европы, США, Канады и иных передовых стран существенным образом отличается от той системы, которая сохраняется в Украине. И речь идет, разумеется, не только о сроке, который ученик/студент проводит в учебном заведении. Механическое увеличение времени обучения в школе до 12 лет не привнесет новые методики, не повысит автоматически успешность выпускников школ. В этой статье мы попытаемся очертить основные пути реформы сферы образования, которые анонсированы на 2016 год.
12 лет в школе – шаг в Европу?
Подытоживая результаты реформ в 2015 году, премьер-министр Украины Арсений Яценюк отметил, что в нынешнем году в приоритете будет находиться реформирование школьного образования.
«Сейчас вместе с профильным Министерством и профильным вице-премьер-министром мы ставим ключевую задачу на 2016 год – это реформирование среднего и дошкольного образования», – отметил глава правительства Украины.
Проблемы школьного образования Украины в сравнении с международным опытом
Арсений Яценюк считает, что среднее и дошкольное образование «остались вне реального процесса реформ», поэтому этой сфере будет уделено больше внимания в текущем году.
Министерство образования и науки Украины готовит серьезные изменения в системе школьного образования: предусматривается возвращение к 12-летней системе обучения в школе, а также дискутируется отмена государственного заказа в высших учебных заведениях страны.
И если вопрос с сокращением бюджетных мест в вузах Украины находится в стадии обсуждения, то 12-летнее обучение для школьников точно будет введено уже с сентября 2016 года. В министерстве считают, что переход на 12-летнюю систему обучения поможет уменьшить учебную нагрузку на школьников, а также приблизит систему образования к европейским стандартам.
Школьная реформа: три блока обучения и независимое тестирование после 9 класса
В Министерстве образования и науки подчеркивают, что 12-летнее обучение в школах будет возобновлено в 2017 году. Это не такое уже и нововведение; в 2002 году уже предпринималась попытка перехода на 12-летнее обучение в школе. По прогнозу первые выпускники по новой программе появятся в 2029 году. Но, по словам министра образования Сергея Квита, теперь сроки сдвигаются, и в сентябре 2016 года учащиеся пойдут в 12-летнюю школу.
Сергей Квит
«Эта идея, которая в действительности не является такой уже новой, вызывала активное обсуждение и в прессе, и среди педагогов и родителей. Социологические исследования, проведенные фондом «Демократические инициативы» летом в 2015 году, продемонстрировали, что идею “12-летки” не поддерживают 70% родителей и 68% педагогов. Являются ли эти результаты неожиданными? Никоим образом. Качество нашего школьного образования не отвечает потребностям общества и экономики, школьные программы оторваны от жизни, детям неинтересно учиться, а родителям – трудно уделять достаточное количество времени, усилий и материальных ресурсов на обеспечение того, чего не смогла обеспечить школа», – подчеркивает заместитель министра науки и образования Павел Хобзей.
Павел Хобзей выступает в Одессе
Будучи в Одессе на встрече с представителями сферы образования замминистра отметил, что в большинстве европейских стран школьное обучение занимает 12, а то и 14 лет. Поэтому и в Украине будет введена трехступенчатая 12-летка. Школа будет разделенная на три блока в 4, 5 и 3 года.
Структура образования в Украине
«Почему предлагается именно такая структура? Начальная школа остается 4 года, чтобы ребенок мог учиться в школе приближенной к местожительству. Но должен кардинально измениться подход к учебе. Не делать «гимназию» для 6-7 летних детей, а развивать, учить и воспитывать через деятельность, через игры, групповую работу, диалог, поддерживать и развивать мотивацию к учебе у учеников. Возможно, в первых двух классах мы откажемся от предметной учебы, а будем учить интегрированные темы, чтобы создать общий образ о мире, человеке, обществе. Замечу, что к счастью, такие инновационные практики уже существуют в украинских школах, правда, в незначительном их количестве», – считает Павел Хобзей.
В планах реформаторов из министерства серьезно изменить последнюю ступень школьного образования (после окончания 9 класса) дав учащимся выбор трех путей окончания средней школы: академический профильный лицей, профессиональный лицей или колледж.
По завершению учебы в основной школе, то есть после 9 класса должно быть проведено ВНО. По результатам ВНО и желания учеников и родителей продолжать учебу должен пройти выбор: профильная старшая школа, академический лицей или профессиональный лицей. Кроме того количество предметов в семестре не должен превышать 8, а половину из них должен избирать сам ученик, – идется в Информационном бюллетени министерства.
Сергей Квит в свою очередь убежден, что нынешняя школьная программа вызывает много нареканий из-за чрезмерных нагрузок. Он уверен, что это связано с отменой 12-летней системы обучения в школах в 2010 году.
Что касается учителей, то они по-разному оценивают реформу и в целом стоят на выжидательных позициях. Несмотря на реформы, профессия учителя остается одной из наименее оплачиваемых в Украине.
В свою очередь университетские преподаватели подчеркивают, что сейчас подготовка абитуриентов стала намного слабее, но вряд ли это напрямую зависит от количества лет обучения в средней школе.
Одесский пример: на шаг впереди?
Одесская область является новатором по целому ряду инициатив в сфере образования. Так, в январе на базе Impact Hub Odessa прошла однодневная (не)конференция, которая представляет собой новый формат общения между всеми, кто связан с системой среднего/специального/внешкольного образования.
Станислав Дрогаев, внештатный советник главы Одесской ОГА по вопросам образования и науки
Один из организаторов этого мероприятия, Станислав Дрогаев, внештатный советник главы Одесской ОГА по вопросам образования и науки, отмечает переход на 12-летнее обучение и реформа система школьного образования, будет способствовать большей автономии директоров школ.
«Они будут более вольны в выборе методики обучения. Первые два года обучения в школе будут приближены к дошкольному обучению. Будут применяться интегрированные программы. Безоценочная система позволит снизить стресс, который дети получают из-за оценок. Старшая школа будет делиться на три направления. Школы будут подчиняться территориальным громадам, изменится принцип финансирования – денежные средства будут выделяться не на школы, а на количество детей, учитывая коэффициенты. Будут учитываться особые потребности школьников», – говорит Станислав Дрогаев.
Кроме того Одесская область – это первый регион во всей Украине, который имеет родительский совет при Областной государственной администрации. Данная инициатива работает с фондами, которые существуют при школах, и осуществляет противодействие коррупции.
Без госзаказа не останемся
Отказ от огромного государственного заказа, очевидно, будет постепенным. Его полную отмену крайне сложно представить, несмотря на то, что отдельные мысли по этому поводу звучали из уст чиновников от образования.
В бюджет-2016 заложена подготовка бакалавров и младших бакалавров от нескольких ведомств: министерство образования и науки, министерство здравоохранения, министерство культуры, налоговая служба, Минобороны, Национальная гвардия, СБУ и ряд иных. В свою очередь, система вступления на бюджет, которая предусмотрена Законом «О высшем образовании» в этом году, требует, чтобы государственные средства, предусмотренные на подготовку бакалавров и младших бакалавров (кроме силовых ведомств) закладывались в единственной строке государственного бюджета.
По словам министра образования Сергея Квита очень важно, что с 2015/2016 учебного года университеты получили право самим формировать программы. Это важно, поскольку повысится конкуренция между вузами. Как известно, в планах у Министерства образования и науки – существенное сокращение количества вузов в Украине – с 802 до 317. При этом планируют отменить государственный заказ на бюджетные места в вузах. По крайней мере, именно так интерпретировали слова министра.
«Наша позиция такова – прекратить финансировать высшее образование через государственный заказ. Надо переходить на контракты между государством и университетом», – подчеркнул Сергей Квит.
Украинский парламент обязал правительство до марта 2016 года реформировать систему государственного заказа, определив его показатели в соответствии с потребностями экономики и общества.
Чего точно не миновать – так это расширения спектра платных услуг в образовании. Принятый парламентом законопроект № 3628 предусматривает, что правительство до апреля 2016 года расширит перечень платных услуг, которые могут предоставлять заведения образования, и их стоимость.