О ситуации с принятием государственного бюджета Украины на 2015 год. В ночь на вторник, 23 декабря 2014 года, Кабинет министров Украины внес в Верховную Раду законопроекты Налогового, Бюджетного и Таможенного кодексов и проект закона “О госбюджете ” на 2015 год (всего 40 законопроектов). Депутаты и министры отказались от пакетного голосования. Верховная Рада утвердила особую процедуру рассмотрения и принятия госбюджета-2015.
Депутаты утвердили проект постановления, предусматривающий особенности рассмотрения и принятия проекта бюджета на 2015 год и всех законопроектов, которые подало правительство. Проект постановления поддержали 253 депутата.
Таким образом, сегодня, 25 декабря, на первое чтение должы быть вынесены 44 законопроекта и 2 проекта изменений в кодексы – Налоговый и Бюджетный. В воскресенье, 28 декабря, рассмотрят документы во втором чтении. А уже в следующий вторник, 30 декабря, парламент должен рассмотреть и утвердить проект госбюджета на 2015 год.
О бюджете города Одессы на 2015 год.
Согласно п.1 ст.79 действующего на сегодня Бюджетного кодекса Украины, если до 1 января не будет принято соответствующее решение о бюджете города Одессы, исполнительные органы Одесского городского совета будут иметь право осуществлять расходы из бюджета города Одессы лишь на цели, определенные в решении о бюджете города Одессы на 2014 год и одновременно предусмотреные в проекте решения о бюджете города Одессы на 2015 год, который одобрен исполнительным комитетом Одесского городского совета и рекомендован к рассмотрению Одесского городского совета. При этом ежемесячные бюджетные ассигнования суммарно не могут превышать 1/12 объема бюджетных назначений, установленных решением о бюджете г. Одессы на 2014 год. В новом БКУ эта норма сохраняется.
С целью недопущения остановки финансирования расходов – в первую очередь по защищенным статьям и социальным выплатам – на рассмотрение исполнительного комитета Одесского городского совета выносится проект решения Одесского городского совета о бюджете города Одессы на 2015 год, который сформирован на действующей законодательной базе как в бюджетной, так и налоговой сфере.
Объем бюджета был рассчитан, исходя из доведенных показателей местных бюджетов на 2015 год, которые были одобрены на заседании Кабинета Министров Украины еще 5 сентября 2014 года, а именно объем делегированных доходов и дотаций из государственного бюджета.
(Справочно: делегированные доходы – 1 530 861,0 тыс. грн; дотация выравнивания – 271 894,9 тыс. грн.)
Согласно размещенному на сайте Верховной Рады Украины проекту Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2015 год» для города Одессы определены межбюджетные трансферты:
– реверсная дотация – 108,5 млн. грн (по старому БКУ изъятие в госбюджет);
– образовательная субвенция – 686,1 млн. грн.
– медицинская субвенция – 656,9 млн. грн.
Объем «делегированных доходов» уже не рассчитывается и не доводится.
Согласно действующего бюджетного законодательства на сегодня в бюджет города Одессы поступает 75 % налога на доходы физических лиц.
В новом Бюджетном кодексе Украины норматив отчислений составит уже 60%, то есть бюджет города Одессы потеряет 15%. (Справочно: по расчетам, ожидаемое поступление налога на доходы физических лиц за 2014 год составит 1,4 млрд. грн. – это 75% отчислений, если перевести на 60% отчислений, то сумма налога на доходы физических лиц составит 1,1 млрд. грн. или на 0,3 млрд. грн. меньше).
На 2015 год планируется рост налога на доходы физических лиц на уровне 2% (темп роста, который сложился в 2014 год. к 2013 г.).
Наши потери в 2015 году составят около 260,0 млн. грн. Потери по налогу на доходы физических лиц, которые произойдут в результате уменьшения норматива отчисления в бюджет города, должны компенсироваться новым источником доходов – акцизом на розничные продажи подакцизных товаров, таких как пиво, алкогольные напитки, табачные изделия, нефтепродукты.
Ставка налога – до 5% к розничной продажной цене подакцизных товаров (право устанавливать ставки предоставляется органам местного самоуправления).
Сумма доходов, которые получит город Одесса по новому источнику, на сегодня рассчитывается от объемов розничных продаж подакцизных товаров, в соответствии с чем направлены соответствующие запросы в органы статистики (по очень предварительным расчетам эта сумма может составить порядка 250,0 млн. грн. при максимальной ставке 5%).
Налог на недвижимое имущество отличное от земельного участка.
Расширение базы налогообложения за счет налогообложения коммерческой недвижимости (здания предприятий и склады, гостиницы, рестораны, туристические базы и т.п).
Справочно: в 2014 году налога на недвижимое имущество отличного от земельного участка поступит 1,5 млн. грн.
В проекте бюджета города Одессы на 2015 год предусмотрено зачисление в полном объеме следующих платежей:
– плата за временное использование местом для размещения рекламных средств, которые находятся в коммунальной собственности;
– плата по договорам аренды, которые заключались департаментом коммунальной собственности Одесского городского совета,
– плата по договорам аренды, которые заключались управлением развития потребительского рынка и защиты прав потребителей Одесского городского совета,
– плата по договорам аренды, которые заключались управлением инженерной защиты территорий города и развития побережья Одесского городского совета.
Данные нормы позволят в первую очередь увеличить доходы бюджета города и что также крайне важно привести порядок зачисления к установленному на законодательном уровне. (Ст.78 БКУ доходы местных бюджетов не могут аккумулироваться на счетах органов, которые контролируют взимание поступлений в бюджет).
Всего в бюджет поступит дополнительно около 35 млн. грн. (плата за временное использование местом для размещения рекламных средств, которые находятся в коммунальной собственности – 25 млн. грн., плата по договорам аренды, которые заключались департаментом коммунальной собственности Одесского городского совета – 6,4 млн. грн., плата по договорам аренды, которые заключались управлением развития потребительского рынка и защиты прав потребителей Одесского городского совета – 2,2 млн. грн., плата по договорам аренды, которые заключались управлением инженерной защиты территорий города и развития побережья Одесского городского совета – 0,3 млн. грн.).
Что касается прогноза поступлений платы за землю, то он рассчитан в сумме 315,2 млн. грн., что составляет чуть более 5% к ожидаемому поступлению платы за землю в 2014 году.
Расходная часть проекта бюджета города Одессы на 2015 год базируется на концентрации средств на приоритетных направлениях.
Кабинет Министров также предлагает Верховной Раде повысить в 2015 году прожиточный минимум до 1 330 гривен, минимальную зарплату – до 1 378 гривен. Устанавливается, что в 2015 году прожиточный минимум с 1 января 2015 года составит 1176 гривен, а с 1 декабря – 1330 гривен.
В проекте госбюджета-2015 предусмотрено повышение минимальной заработной платы и установления ее в размере: с 1 января – 1218 гривен, с 1 декабря – 1378 гривны.
В настоящее время прожиточный минимум составляет 1176 гривен, минимальная зарплата 1218 гривен.
Впервые предусмотрено предоставление образовательной и медицинской субвенции органам местного самоуправления, объем субвенции рассчитывается по формульной методике, представленной в данном проекте Закона.
В связи с изменениями, которые вносятся в Бюджетный кодекс Украины, изменяется порядок финансирования учреждений здравоохранения и части учреждений образования, а именно – за счет соответствующих целевых субвенции из Государственного бюджета Украины.
Так, предполагается, что за счет образовательной субвенции будет финансироваться оплата текущих расходов общеобразовательных учебных заведений всех типов, вечерних школ, специальных школ (в проекте Закона субвенция в сумме 686 млн. грн.).
За счет медицинской субвенции будут финансироваться учреждения здравоохранения, кроме специализированных (в проекте Закона субвенция в сумме 656,9 млн.грн).
На предоставление финансовой помощи коммунальным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и транспорта в бюджете предусмотрены расходы в общей сумме 128,0 млн. грн. (Справочно: в 2014 г. – 210,0 млн. грн).
В бюджете сохранена социальная направленность расходов, которые направляются на финансирование незащищенных слоев населения.
Расходы на финансирование мероприятий Городской программы предоставления социальных услуг и прочих видов помощи предусмотрены в сумме 37,0 млн. грн. это на 6,2 % или 2,2 млн. грн. больше 2014 г., а на мероприятия Городской программы поддержки ветеранов войны, семей погибших воинов и детей войны – 41,6 млн. грн., что на 11,2 млн. грн. или 37% больше 2014 г..
Справочно:
С целью социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения г. Одессы, в условиях финансово-экономического кризиса, в проекте бюджета города на 2015 год предусмотрены расходы на финансирование местных целевых программ, из которых на реализацию мероприятий Городских целевых программ предоставления социальных услуг и других видов помощи незащищенным слоям населения города Одессы и поддержки ветеранов войны, семей погибших (умерших) воинов и детей войны в сумме 78 623,1 тыс. грн. (общий фонд), что на 13 394,0 тыс. грн. или на 20,5% больше, чем предусмотрено в 2014 году (с изменениями), а именно по: Городской целевой программе предоставления социальных услуг и других видов помощи незащищенным слоям населения г. Одессы на 2015 год, исходя из приоритетов социальной политики города, учтены расходы в размере 37 049,1 тыс. грн. (общий фонд), что на 2 159,3 тыс. грн. или на 6,2% больше, чем предусмотрено в 2014 году (с изменениями).
В 2015 году в рамках данной Программы увеличен размер помощи по 8-ми направлениям:
• одноразовая адресная денежная помощь чернобыльцам:
– ликвидаторам на 200,0 гр. (2014 – 1 200,0 грн., 2015р.-1 400,0 грн.);
– вдовам погибших (умерших) на 200,0 грн. (2014 – 800 грн., 2015р.-1000,0 грн.);
• оздоровительные мероприятия и денежная помощь на приобретение медикаментов чернобыльцам на 350,0 грн. (2014 – 3 640 грн., 2015р.-3 990,0 грн.);
• «Социальная карта одессита» на 2,0 грн. (2014 – 23,0 грн., 2015р.-25,0 грн.); увеличено количество получателей на 300 человек (2014 – 2100 чел., 2015 р.-2400 чел.);
• одноразовая адресная муниципальная помощь на погашение задолженности по оплате ЖКУ на 1 000,0 грн. (2014 – 1000,0 грн., 2015р.-2000,0 грн.);
• льготы по оплате ЖКУ инвалидам по зрению I (50%) и II (40%) групп на 6,3 грн. (2014 – 93,75 грн., 2015р.-100,0 грн); увеличено количество получателей на 160 человек (2014 – 800 чел., 2015р.-960 чел.);
• горячее питание на 1,1 грн. (2014 – 16,9 грн., 2015р.-18,0 грн);
• одноразовой денежной помощи на оперативное лечение на глазах на 300,0 грн. (2014 – 4700,0 грн., 2015р.-5000,0 грн.); увеличено количество получателей на 30 человек (2014 – 120 чел., 2015р.-150 чел.);
• прачечные услуги (5 кг в месяц) на 8,0 грн. (2014 – 38,0 грн., 2015р.-45,95 грн.).
Кроме того, впервые в 2015 году будет предоставляться адресная муниципальная помощь на оплату жилищно-коммунальных услуг работникам бюджетной сферы, которые не получили право в назначении субсидии и компенсации дополнительных расходов на оплату коммунальных услуг – 250,0 тыс. грн. (на 500 человек по 500,0 грн на человека).
Запланировано предоставление помощи на приобретение строительных материалов для проведения ремонта домов (квартир) многодетным семьям и детским домам семейного типа, которые находятся на балансе службы по делам детей Одесского городского совета – 1 000,0 тыс. грн.
В Городской целевой программе поддержки ветеранов войны, семей погибших (умерших) воинов и детей войны г. Одессы на 2014-2015 годы учтены расходы в размере 41 574,0 тыс. грн. (общий фонд), что на 11 234,7 тыс. грн. или на 37,0% больше, чем предусмотрено в 2014 году (с изменениями).
Одним из приоритетов социальной политики города, является повышение уровня социальной защиты ветеранов войны, решение бытовых проблем и улучшения уровня жизни ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей погибших (умерших) воинов, детей войны и участников войны в других войнах и которые выполняли свой интернациональный долг во многих других «горячих точках» мира, в том числе предоставление муниципальной адресной одноразовой помощи ко Дню Победы, на что в Программе предусмотрено 25 500,0 тыс. грн. (в 2014 г. – 17 395,3 тыс. грн.).
При этом размер помощи на 1 человека ко Дню Победы увеличен:
– инвалидам войны и лицам, имеющим особые заслуги перед Родиной, участникам боевых действий на 500,0 гр. (2014 – 500,0 грн., 2015р.- 1 000,0 грн.);
– участникам войны, семьям погибших на 200,0 гр. (2014 – 200,0 грн., 2015р.- 400,0 грн.);
– детям войны на 50,0 гр. (2014 – 150,0 грн., 2015р.- 200,0 грн.).
Также в 2015 году в рамках данной Программы увеличен размер помощи еще по 4-м направлениям:
– адресная денежная помощь в особых случаях на 2 000,0 гр. (2014 – 3 000,0 грн., 2015 р.- 5 000,0 грн.);
– одноразовая адресная денежная помощь на приобретение газового оборудования и бытовой техники на 500,0 гр. (2014 – 2 500,0 грн., 2015 р.-3 000,0 грн.); увеличено количество получателей на 250 человек (2014 – 100 чел., 2015 р.-350 чел.);
– одноразовая адресная денежная помощь или возмещения расходов на санаторно-курортные путевки ветеранам войны на 500,0 гр. (2014 – 5 500,0 грн., 2015 р. – 6 000,0 грн.); увеличено количество получателей на 18 человек (2014 – 22 чел., 2015р.-40 чел.);
– одноразовая адресная денежная помощь на слухопротезирование, на обеспечение средствами реабилитации на 500,0 гр. (2014 – 1 500,0 грн., 2015р.- 2 000,0 грн.).
Кроме того, впервые в 2015 году будет предоставляться одноразовая адресная денежная помощь:
– решением Попечительского совета департамента труда и социальной политики Одесского городского совета – 1 500,0 тыс. грн. (на 1 500 человек по 1000,0 грн. на человека);
– на приобретение средств личной гигиены (памперсы, пеленки и т.д.) – 300,0 тыс. грн. (на 150 человек по 2 000,0 грн. на человека);
– ко Дню освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков – 40,0 тыс. грн. (на 40 человек по 1 000,0 грн. на человека).
В проекте бюджета города Одессы на 2015 год на проведение муниципальных выплат работникам бюджетных учреждений социально-культурной сферы расходы запланированы в общей сумме 9,8 млн. грн., в том числе на муниципальную выплату заместителям директоров по учебно-воспитательной работе отдельных учреждений отрасли «Образования» расходы предусмотрены в сумме 1,1 млн. грн.
С целью удовлетворения потребностей территориальной громады в сфере регулирования вопросов размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности и элементов уличной торговли на территории создано коммунальное учреждение «Муниципальная служба развития торговли Одесского городского совета» (расходы – 3,0 млн. грн). Учреждение создано на базе ликвидированного подразделения управления развития торговли и защиты прав потребителей Одесского городского совета.
В 2015 году, согласно условиям реструктуризации заимствования 2007 года, необходимо провести выплату основной части долга в сумме 4,0 млн.швейцарских франков и 33,120 млн. грн. Для этого в бюджете развития предусмотрены расходы в сумме 105,120 млн. грн. (курс швейцарского франка – 18,0 грн.).
Также за счет бюджета развития предусмотрены платежи по выполнению гарантированных обязательств Одесского городского совета по проекту «Развитие городской инфраструктуры» в сумме 48,3 млн. грн.
После принятия Закона Украины «О государственном бюджета Украины на 2015 год» в проект решения Одесского городского совета «О бюджете г. Одессы на 2015 год» будут внесены соответствующие изменения и уточнения.