Процесс декоммунизации в Украине начинается с 25-и летним опозданием. Если страны Центральной и Восточной Европы, такие как Польша, Чехия, Венгрия, страны Балтии, прошли этот этап в первые годы независимости, то в нашей стране на протяжении долгих лет данная проблематика оказывалась вне сферы приложения усилий политиков, оставаясь, полем для манипуляций общественным мнением.
В настоящее время процесс декоммунизации набирает обороты, однако далеко не все граждане, а также политические силы, заинтересованы в бесконфликтном и цивилизованном процессе смены названий улиц, районов, городов. Наиболее болезненной остается практика сноса памятников, которая повсеместно коснулась почти всех регионов Украины.
Проблемы и сложности декоммунизации
Проблемы, связанные с декоммунизацией в Украине имеют давние корни и кроются в специфике украинского общества. В начале 1990-х годов, когда большинство стран бывшего социалистического лагеря переживали структурную трансформацию, в Украине не прошло слома старой системы, которая включала в себя и географические названия, памятники и историческую политику в целом.
То, что в настоящее время реализуется в Украине, является запоздалым, но необходимым выбором, который, учитывая общественный резонанс и накал в обществе, внешнюю угрозу и поляризацию общественного мнения, принимает не всегда цивилизованные формы.
«Украина продолжает работу над памятью, которую начали Польша Леха Валенсы, Чехословакия Вацлава Гавела, Литва Витаутаса Ландсбергиса, а также Эстония, Латвия и другие соседи вашей страны. В действительности очень трудно, даже невозможно с экзистенциальной точки зрения быть свободным человеком, когда ты живешь на улице, которая носит имя палача или когда ты окружен памятниками, которые ежедневно прославляют преступников. Другими словами Украина демонстрирует свое твердое намерение перевернуть страницу истории, которая связывает ее с Россией, которая, собственно, породила коммунизм. Очевидным является желание избавиться от преступной системы, где человек был лишь шестеренкой. Ваша страна, безусловно, поворачивается в сторону Запада, западных ценностей, где свобода и человеческое достоинство находятся на пьедестале. Украина демонстрирует свое стремление вырвать корень зла. С точки зрения психоанализа, это разрыв с прошлым, во имя будущего», – уверен французский профессор геополитики, преподаватель школы бизнеса ICN Александр Мельник.
В целом процесс декоммунизации видится неким ответом на внешнюю угрозу, реакцией на необъявленную войну со стороны Российской Федерации. За последние несколько десятилетий лет Россия прошла путь от почти полного отрицания наследия СССР (во время раннего Ельцина) до почти полной и абсурдной апологетики проявлений тоталитарного режима Советского Союза при нынешнем руководстве.
«Решение Верховной Рады Украины, безусловно, вписывается в военный контекст, которая сейчас существует в стране. Шаг парламентариев призван объединить украинскую нацию перед лицом угрозы и, безусловно, продемонстрировать, что точка невозврата к режиму Путина в Украине достигнута. Другими словами, это то, что я называю борьбой цивилизаций, войной памяти, которая становится абсолютно несовместимой, это война полярного восприятия истории», – уверен французский эксперт.
Уже поступило предложение со стороны министра культуры Вячеслава Кириленко создать в «Пирогово» музей тоталитаризма и установить там памятники советской эпохи, которые подлежат демонтажу в связи со вступлением в силу данных законов. При этом памятники относящиеся ко Второй мировой войне не будут демонтированы.
Региональное измерение декоммунизации
Чисто технически изменение названий и устранение памятников, весьма затратное и длительное занятие. Если говорить об общих цифрах по Украине, то переименованию подлежит почти одна тысяча населенных пунктов.
В настоящее время информационно-аналитическим центром «Info-Light» создан интерактивный ресурс, который в режиме он-лайн показывает, на основе данных мониторинга Украинского института национальной памяти, количество населенных пунктов каждой области, которые должны быть переименованы.
Таким образом, наибольшее количество населенных пунктов требующих переименования расположены в Донецкой, Днепропетровской и Харьковской областях. И только в одной области, Ивано-Франковской, нет ни одного населенного пункте, требующего переименования. Всего по стране переименования ждут 3% городов и сел.
В настоящее время на интерактивную карту нанесены 28 городов, 48 поселков городского типа и 801 село, которые необходимо переименовать. Эти данные будут постоянно обновляться. Что касается Одесской области, то переименование грозит 55 населенным пунктам, в том числе 2 городам, 2 поселкам городского типа, 2 поселкам и 49 селам.
Однако, далеко не все согласны с таким положением дел. Например, в Одесской области в обоих городах, которые должны быть переименованы, возникли движения против переименования. Интересно, что в Ильичевске активисты действуют под патронатом партии «Солидарность», т.е. по сути пропрезидентской политической силы, которая была в числе инициаторов этого закона.
Таким образом, согласно закону, местные общины должны принять решения о переименовании до 21 ноября 2015 года (День Свободы и Достоинства). После этого Верховная Рада в течение 3 месяцев должна дать согласие на той шаг. Однако, есть и свои подводные камни, так переименование городов может не привести к переименованию областей, т.к. это приведет к необходимости пересмотра Конституции Украины, где закреплены названия областей. К тому же переименование вызовет отток бюджетных средств, т.к. по подсчетам только Криворожского городского совета на все мероприятия по выполнению закона о декоммунизации следует потратить ок. 300 млн. грн.
Вероятно, что в любом случае исполнение закона будет сопряжено с активными дискуссиями, в тех городах, областях, где критическая масса населенных пунктов (улиц, площадей и проч.) выше всего. Эти дискуссии уже начались, и по мере приближения к выборам, они, вполне возможно станут предметом для повышения собственного рейтинга у политиков, которые захотят выступить в роли либо рьяных борцов с коммунистическим прошлым, либо осторожных охранителей наследия прошлого.
Станислав Кинка