Децентрализация власти была названа реформой №1 премьер-министром Украины В. Гройсманом в предисловии к масштабному труду «Досвід децентралізації в країнах Європи». Без полноценного и сильного местного самоуправления сложно построить успешную и самодостаточную страну.
Пример ЕС показывает, что принципы децентрализации финансов и механизма, когда услуга оказывается на том уровне, где она наиболее востребована, приводят к развитию регионов и стран в целом, снижению нагрузки на центральные органы власти в тех компетенциях, которые способны решить местные органы власти.
Реформа с европейской перспективой
Децентрализация в Украине встречает много противников и сторонников. Во-первых, стоит отметить, что этот процесс, который оброс большим количеством слухов, является естественным для большинства стран мира, в том числе в той или иной мере процесс децентрализации прошли страны ЕС. Основой реформы децентрализации в Украине являются общеевропейские нормы, закрепленные в ряде документов.
«На нашем пути децентрализации и реформирования местного самоуправления ключевым ориентиром является Европейская Хартия местного самоуправления. Те изменения, которые сегодня внедряются, предполагают реализацию принципов субсидиарности, повсеместности местного самоуправления, финансовой самодостаточности, широкого применения механизмов демократии», – подчеркивает премьер-министр Украины Владимир Гройсман.
Реформа децентрализации имеет ряд аспектов связанных с внесением изменений в законодательные акты Украины, в том числе изменения Основного Закона Украины. В этой ситуации ряд политиков и экспертов поддерживают изменения Конституции, иные выступают против.
Дадим слово представителям ЕС, которые активно помогают украинским партнерам в реализации реформы децентрализации.
«Без необходимых конституционных поправок, процесс децентрализации останется частичным и неполным», – отметил Президент Европейского комитета регионов Маркку Марккула.
Он привел следующий пример: по состоянию на первую половину 2016 года на 43% увеличились местные бюджеты, и улучшилась система финансирования региональных проектов, благодаря реализации реформы децентрализации.
Партнерские программы ЕС направленные на помощь Украине в реализации реформы
Европейский Союз в лице своих официальных спикеров и политиков стран-членов ЕС неоднократно выражал поддержку реформационным устремлениям Украины.
«Децентрализация является самым главным приоритетом широкой программы реформ, которую воплощает украинское правительство с весны 2014 года», – подчеркивают в Представительстве ЕС в Украине.
Для успешной реализации реформы были созданы программы, которые призваны помочь органам местного самоуправления и третьему сектору в имплементации отдельных аспектов реформы.
Одной из таких программ является «U-LEAD». Данная программа будет предоставлять помощь местным громадам в управлении большими бюджетами и исполнении новых обязанностей. Она направлена на изменение политической и административной культуры среди избранных должностных лиц и государственных служащих, с тем, чтобы они могли адаптироваться к своей новой роли и обязанностям.
Кроме того идет прямая финансирование помощь. В начале июля 2016 года была достигнута принципиальная договоренность о выделении денежных средств в размере 100 млн. евро, направленных на поддержку реформы децентрализации в Украине.
Существует и ряд иных проектов, призванных помочь украинской стороне воплотить реформу в жизнь. Применительно к Одесскому региону на финансовую поддержку со стороны ЕС могут рассчитывать порты, расположенные в регионе. Этого аспекта сотрудничества также коснулся Президент Европейского комитета регионов Маркку Марккула во время своего пребывания в Одессе.
«Вскоре мы увидим конкретные действия, которые предпринимает ЕС, рука об руку с региональными и местными органами власти, для того, чтобы помочь местным органам власти осуществить децентрализацию, управление проектами и улучшение развитий территорий. Мы согласны запустить несколько инициатив объединенного сотрудничества, в том числе сотрудничество между городами-портами в Одесском регионе и ЕС. Этот проект ставит себе целью усовершенствование местного самоуправления, улучшение городской инфраструктуры», – подчеркнул представитель Европейского Союза.
Региональное измерение реформы децентрализации
В настоящее время в Одесской области функционирует восемь объединенных громад. В перспективном плане есть место для ещё 16 объединенных громад. Они различаются по своим возможностям, количеству населения и расположению. Сейчас объединенные громады занимают 7,8% территории Одесской области и 3,6% населения.
Позитивным моментом можно отметить то, что на текущий год общий доход основного фонда бюджетов объединенных громад составляет 286 млн. грн., что в 5 раз больше, чем уточненные показатели местных бюджетов населенных пунктов, которые вошли в состав объединенных громад по результатам 2015 года.
Кроме того, следует отметить, что в этом году на объединенные громады выделены следующие средства: образовательная субвенция – 100 млн. грн., медицинская субвенция – 50 млн. грн.
Согласно документу с характеристикой текущей ситуации по объединению громад, который представлен на сайте Офиса реформ по вопросам децентрализации в Одесской области, доходы местных бюджетов объединенных громад увеличились по ряду статей.
«Объединение громад позволило увеличить собственные доходы бюджетов объединенных громад на 1 жителя определенной территории, в среднем показатель вырос более, чем на 800 грн. (с 640 грн. до 1 452 грн.)», – отмечают составители документа.
Но, очевидно, проблем с объединением громад немало, поэтому с мая текущего года в области действует специальная рабочая группа по вопросам децентрализации.
«Согласно распоряжению, рабочей группе поручено провести консультации с председателями районных государственных администраций, председателями районных советов, городскими головами городов областного значения и депутатами областного совета о внесении изменений в перспективный план формирования территорий общин Одесской области», – подчеркивает Директор Офиса реформ в Одесской области Юлия Молодожен в интервью изданию «Избирком».
Стоит подчеркнуть, что по действующему законодательству новые громады получают право распоряжаться рядом налоговых поступлений: 60% от налога на доходы физических лиц, 25% экологического сбора, 5% акцизного сбора, 100% единого налога, 100% налога на прибыль предприятий, 100% налога на имущество (недвижимость, землю, транспорт).
В приватных же беседах некоторые чиновники районных государственных администраций говорят о сложности проведения процесса объединения громад, т.к. на низовом уровне сильны политические и бизнес интересы. Также многие сельские головы и прочие чиновники опасаются потерять свои места и не стремятся воплощать реформу в жизнь. Объединение громад носит добровольный характер, поэтому этот процесс, может быть, растянут во времени.