Эксперты токсикологи назвали причины гибели людей в Доме профсоюзов 2 мая

Владимир Саркисян, эксперт-токсиколог экспертно-журналистской группы по расследованию  событий 2 мая, рассказал на брифинге о выводах расследования относительно причин смерти людей в одесском Доме Профсоюзов.

 

Эксперт рассказал, что уже почти год прошел с момента 2 мая, а загадки как были, так и остались. Надо понимать, что у наших силовых структур не было опыта как себя вести в таких ситуациях. Они были дико растеряны 2 мая, были растеряны и 4 мая. Все их планы действий были теоретическими. На практике никогда в Украине таких массовых беспорядков не было. Опыт киевского Майдана ничего не добавил в их копилку, тем более, там было совсем иное противостояние.

 


 

Власть растерялась и стала говорить глупости про ужасающее число жертв, убитых и раненых, про боевые отравляющие вещества и фосфор с хлороформом. И все эти слухи циркулируют до сих пор, никак не опровергаясь.

 

Первая группа слухов вызвана была растерянностью властей (про хлороформ и другие яды). Вторая группа стала частью информационной войны (зажигательное оружие и невероятно большое число жертв). Третью группу слухов породили официальные лица Одесской области, стараясь уйти от ответственности, в первую очередь Владимир Боделан, начальник одесских спасателей. Он говорил о боевых отравляющих веществах, и о том, что пожара почти не было, и люди погибли не от него.

 

Правоохранители ведут себя так, будто ничего не случилось, никак не информируют о ходе расследования. Центральные медиа тоже мало уделяют внимания этой трагедии. При том, что противник создал бренд «одесская Хатынь» и под него набирает добровольцев в России для ведения войны на оккупированных территориях Донбасса.

 

По официальным данным, озвученным начальником областной милиции Иваном Катеринчуком, 9 человек погибли от отравления угарным газом, 6 погибли от ожогов тела, дыхательных путей и отравления газами горения, 14 человек погибло от неустановленных газов горения, 2 умерли в больницах от ожогов, трое от ожогов и отравления угарным газом. 8 человек погибли от падения с высоты, когда выпрыгивали из окон. В заключениях смерти многих жертв присутствует формулировка, что они отравились «неустановленными газами, дымы и испарения». Никто эту формулировку не уточнил, что поддерживает жизнь слухов.

 

Владимир Саркисян отметил, что эта формулировка полностью совпадает с международным классификатором болезней и не является чем-то уникальным. Откуда могли появиться эти неустановленные газы, дымы и испарения? Ответ, по словам Владимира Саркисяна, прост – во время горения выделяются угарный газ, пары (жидкие вещества) и дымы (взвесь твердых частиц). Их сочитанное действие может привести к смерти.

 

Поэтому этот загадочный диагноз маскирует на самом деле банальное отравление угарным газом. Используемые в Одессе лабораторные методики обнаружения связи угарного газа с гемоглобином в крови несколько несовершенны. Индентифицирующее вещество маскируется дымом и парами.

 

Эксперты группы 2 мая составили схемы расположения тел пострадавших на разных этажах Дома Профсоюзов. Разными цветами были отмечены люди в зависимости от установленной причины смерти.

 


 

 

Владимир Саркисян пояснил, что угарный газ – продукт неполного сгорания органических веществ. Чем ближе источник горения – тем опаснее концентрация угарного газа. Также играют роль индивидуальные особенности организма и скорость поступления угарного газа в организм.

 

Состояние стресса увеличивает риск отравления угарным газом. Может произойти химическое оглушение. Карбоксий гемоглобин – вещество, которое образуется в крови при ее контакте с угарным газом. Если его концентрация в крови составит более 20% – уже есть вероятность смертельного исхода. Свыше 50% – это почти стопроцентно смертельные поражения. Отравление угарным газом исключает способность человека к самоспасению, так как вызывает расстройства психики.

 

Наличие угарного газа в крови выявляют лабораторными методами, но если концентрация угарного газа меньше 40% – ее обнаружить сложно. Как правило, угоревших находят на пожарищах. Там была высокая температура. При больших температурах концентрация газа в крови снижается. Снижение может доходить до 10-15%. Также кровь загустевает и это тоже затрудняет выявление угарного газа в крови.

 

Отравления угарным газом присутствуют на всем протяжении истории человечества. В древности лабораторий не было, но отравления угарным газом можно было диагностировать по внешним признакам, которые вполне характерны. Это ярко-красный цвет крови, красные трупные пятна, розовый цвет кожи, ярко-красный мышцы и общие признаки кислородного голодания. Иногда наблюдаются симптомы быстрой смерти.

 

С учетом этого были рассмотрены все документы, имеющиеся в распоряжении группы по пострадавшим в Доме Профсоюзов. Есть документы на 23 погибших из 34 (Сюда не входят те, кто погиб от падения с высоты). Картина смерти почти всех этих людей вполне вписывается во все вышеописанное. Люди имеют либо симптомы отравления угарным газом, либо погибли от ожогов.

 

Когда в целом причины смерти были установлены, группа 2 мая задалась целью восстановить картину гибели людей. Владислав Балинский разработал схему распространения пожара. Ее совместили ее со схемой расположения тел пострадавших на этажах. На первом этапе пожара были места, где людям было находиться комфортно, при этом они не чувствовали отравления угарным газом. Первые жертвы – погибли именно от угарного газа, который никак не определяется человеческими органами чувств. Дальше началась вторая стадия пожара – произошла вспышка и выброс горячих газов. Люди стоявшие в нишах на лестничных клетках погибли почти мгновенно.

 

Рассмотрев то, от чего погибли люди, и ход распространения пожара, группа 2 мая пришла к выводу, что основная причина смерти людей в Доме профсоюзов – действия спасателей, которые выехали на вызов через 40 минут после звонка, а тушить стали через час, и милиции, которая не предотвратила заход людей в Дом Профсоюзов. Почти все погибшие имели шанс выжить, начнись тушение вовремя и окажи медики помощь пострадавшим сразу.

 

Больше всего, по словам Владимира Саркисяна, поражает молчание официальных лиц. Ведь все это не работа общественников – расследовать причины и сообщать их людям. Все эти данные власти могли бы представить и интерпретировать еще 2 июля 2014 г., когда закончились экспертизы. Почему было решено замалчивать все эти факты, непонятно, тем более вся информация все равно всплыла.

 

Владислав Балинский, эксперт группы, рассказал, что бутылки с зажигательной смесью использовались куликовцами как с крыши здания, так и с баррикады перед Домом Профсоюзов. На видео видно, как бутылки начинают лететь из Дома профсоюзов еще до подхода к нему евромайдановцев. Можно предположить, что разливалась смесь по бутылкам именно в фойе. Возгорание могло произойти из-за пролива бензина внутри здания, в фойе, или из-за «осечки» при броске бутылки.

 

Бутылки с коктейлями Молотова бросали и с баррикады и из фойе. Использовали куликовцы их и внутри здания, когда в него вошли фанаты. Все это видно на имеющихся видео, которые есть в распоряжении группы 2 мая.

 

Сейчас, по словам Владислава Балинского, нельзя сказать, как открытое пламя попало на деревянную баррикаду. Есть 3 версии: 1) бутылка попала снаружи; 2) бутылка попала изнутри, или из бутылки выпал фитиль при броске; 3) вспыхнула горючая жидкость, которую разливали по бутылкам в фойе.

 

 

Владимир Саркисян в завершении отметил, что экспертам группы власти не помогают. Так, им уже 11 месяцев отказывают в интервью с руководителем следственно-оперативной группы. Похвалить можно только действия медиков, которые 2 мая, не думая об опасности для себя спасали людей, шли под камни и бутылки с зажигательной смесью.