Открытие паромной переправы Орловка-Исакча, которое обещают уже в этом сентябре, – одно из самых долгожданных событий в Одесском регионе. Свою часть украинская сторона завершила еще весной, работы на румынской тоже выходят на финишную прямую. В Исакче проходит европейский коридор, соединяющий город с крупнейшим румынским морским портом Констанцей. Масштабный проект, который обошелся партнерам в 12 миллионов евро, сулит значительные выгоды как предпринимателям, так и рядовым туристам. Но путь к этой цели был долгим и нелегким.
Если вспомнить основные вехи, то обсуждать эту идею начали еще двадцать лет тому назад – в конце 90-х. Рассматривалось сразу два варианта: Измаил-Тулча и Орловка-Исакча. Было очевидно, это позитивно скажется на экономике края. Ведь грузовой и пассажирский потоки шли через соседнюю Молдову. Этот «дорожный крюк» означал дополнительные затраты времени, ресурсов, лишние бюрократические процедуры.
Одесские областные власти неоднократно обращались в Кабмин с просьбой о финансировании, но средств на амбициозный проект, увы, не находилось. Наконец, в 2013-м году строительство паромных комплексов Измаил — Тульча и Орловка — Исакча было внесено в концепцию Государственной целевой региональной программы развития украинского Придунавья. При этом инвесторы высказали большую заинтересованность именно во втором объекте. Что, в общем, неудивительно: при всех очевидных достоинствах Измаила и Тулчи, их разделяют 32 км, а Орловку-Исакчу – всего лишь 900 метров (это самое узкое место Дуная).
До сих пор при протяженности «дунайского» участка украино-румынской границы в 187 км здесь не существовало ни единого моста или переправы (для сравнения – между Болгарией и Румынией таких переправ семь, а мостов – два). Переправа Орловка-Исакча должна повлиять на изменение ситуации в регионе к лучшему.
Строительство на украинском берегу началось осенью 2015-го (этому предшествовало несколько лет подготовки, в том числе – разработки проектной документации). Масштабные планы предполагали работу четырех паромов с осадкой 1,5 метра. Реально, когда переправа начнет работать, пока будет задействован один паром, но это только начало. У переправы есть все необходимые «точки роста» для расширения. С украинской стороны проект уже включает в себя дорогу общего назначения, комплекс складов, дамбу, причал, используемый пограничниками для охраны территории, площадку для отстоя и ожидания. Если пассажиропоток оправдает себя, то со временем здесь планируют построить гостиничный комплекс, ресторан, торговый центр. Заложено и место под второй причал. График курсирования может корректироваться в зависимости от загрузки. Более того, существующие гидротехнические сооружения позволяют принимать не только паром, но и суда речного и морского типа, что тоже говорит о прицеле на будущее.
В марте 2018-го процесс строительства обсуждался на Конгрессе проектних инициатив в Одессе (участниками были политики, бизнесмены и дипломаты). 10 апреля этого года украинский Кабмин принял распоряжение об открытии международного пункта пропуска “Орловка”.
«Это будет самый современный пункт пропуска в Украине, – рассказывал в интервью «Экономической правде» один из «отцов» проекта Юрий Димчогло. – Таможня поставила условие: на пункте пропуска должна быть установлена самая современная IT-система. Во время таможенного и пограничного контроля номерной знак и вес транспортного средства будут считываться автоматически”.
По предварительным оценкам переправа на соседний берег займет около 20 минут и обойдется пешеходам в 1 евро, а водителям-автомобилистам в 12-15 евро. Расчет остальных услуг пока ведется. По мнению экспертов, новая переправа сможет ежедневно пропускать до 1500 человек, 200 грузовиков и 500 легковых автомобилей.
Остается надеяться, что румынские партнеры не подведут, ведь момент открытия уже сдвигался несколько раз (его анонсировали в марте, затем в апреле, и теперь – в сентябре).
По информации румынского издания «Zig-Zag», строительные работы у наших соседей ведутся «согласно графику» и должны быть завершены к 15 сентября.
К сказаному можно добавить, что это первый случай в Украине, когда крупный инфраструктурный проект, включающий в себя международный пункт пропуска через границу, реализуется за сет частных инвесторов. Непосредственным строительством занимались : с украинской стороны – ООО «Паромный комплекс «Орловка», с румынской – компания «Navrom BAC SRL».
Разумеется, на экономические перспективы паромной переправы Орловка-Исакча оказало влияние и реконструкція трассы «Одесса-Рени», и в целом – проевропейский вектор Украины.
Речь идет не только о судьбах жителей украинского Придунавья, но и о более тесном подключении нашей страны к европейским транспортным коридорам. Кроме перевалки грузив ожидается пассажиропоток туристов, направляющихся в Румынию, Болгарию, Турцию и Грецию. Европа – рядом, но может стать еще ближе.
Наталья Шевчук
Фото с сайта ЦТС.