Договор об Ассоциации между ЕС и Украиной не предполагает жестких требований по имплементации определенных норм законодательства в отношении тех или иных сфер жизнедеятельности государства.
По словам экспертов по европейскому праву невыполнение украинской стороной ряда положений Ассоциации не приведет к каким-то санкциям, но может осложнить выделение макроэкономической поддержки, а также негативно сказывается на имидже страны.
Что кается европейского домашнего задания, то в сфере транспорта наблюдается один из самых низких показателей по имплементации европейских норм.
Уровень выполнения Соглашения об ассоциации с ЕС по состоянию на 2017 год составил 41%. В соответствии с правительственным документом, общий прогресс выполнения Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС в прошлом году составил 41%. Уровень выполнения задач, за которые ответственны центральные органы исполнительной власти, близок к этому показателю – 42%.
Представлено также распределение результатов по секторам. Самые высокие показатели достигнуты в выполнении Соглашения в сферах «образование, обучение и молодежь» и «финансовый сектор» – по 100%. Аутсайдерами стали сектора «общественное здоровье» (4%), «транспорт и почтовые услуги» (11%), «окружающая среда» (27%).
Рассмотрим, какое «домашнее задание» Украина получила в сфере портовой индустрии и как она его выполняет.
Украина ждет закон о внутреннем водном транспорте
Одной из болевых точек является принятие Закона о внутренних водных путях. Законопроектов по данной тематике несколько и они отражают, как усилия власти имплементировать европейские нормы в сфере регулирования внутренних водных путей, так и лоббисткие интересны крупных игроков на рынке предоставления услуг в сфере речных перевозок.
Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, в свою очередь, отметил, что доработанный законопроект №2475а «О внутреннем водном транспорте» учитывает все пожелания бизнеса и может быть внесен в парламент как компромиссный.
«Мы опоздали с реформой реки на 20 лет. За это время грузопоток упал с 60 млн. тонн в год до 7 млн. тонн. Мы должны заполнить Днепр и другие внутренние реки грузовым и пассажирским транспортом. Надо, наконец, дать старт этой важнейшей реформе», – считает министр.
В настоящее время в текст закона внесены поправки, которые касаются важных вопросов, вокруг которых шла острая дискуссия.
В свою очередь глава транспортного комитета Ярослав Дубневич отметил, что в ходе дискуссии с представителями Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) был достигнут консенсус по некоторым вопросам.
«Вопрос речного сбора не должен быть включен в обновленную версию законопроекта, как и вопрос о создании нового предприятия по обслуживанию внутренних водных путей. Приоритетом должен быть интерес украинского флага. Открытие внутренних водных путей для судов под иностранными флагами должно происходить так, чтобы не пострадали те, которые ходят под украинским флагом», – подчеркнул чиновник.
Он также предложил внести в законопроект норму, согласно которой перевозки между портами Украины осуществляются судами, которые ходят под Государственным флагом Украины, а также судами, которые ходят под иностранным флагом государства, с которым имеется соответствующий международный договор Украины. В то же время, суда, ходящие под иностранным флагом государства, которое при этом не является стороной международных договоров Украины, допускаются на внутренние водные пути Украины при условии получения на это разрешения центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере транспорта.
Внутренние водные пути: европейский вектор развития
Ещё в прошлом году прошло целый ряд мероприятий, на которых было отмечено, что принятие законопроекта «О внутренних водных путях» является важным с точки зрения имплементации Украиной Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом (ЕС).
Об этом, в частности, заявил министр инфраструктуры Владимир Омелян в ходе круглого стола «Инициативы развития Днепра», который состоялся при поддержке Посольства Нидерландов в Украине.
По словам Омеляна, разработанный министерством законопроект является залогом развития потенциала Днепра в разрезе грузовых и пассажирских перевозок.
«Мы имеем не только законопроект, но и ряд документов для его имплементации – бизнес-план по развитию перевозок по Днепру. Мы благодарим наших международных партнеров за экспертную помощь при подготовке этого базового документа, а также за поддержку ключевых реформ, которые инициирует Министерство инфраструктуры», — подчеркнул чиновник.
Глава ведомства сказал, что законопроект о развитии внутренних водных путей отвечает задачам Логистической стратегии, разработанной для Украины при поддержке Всемирного банка. Принятие внесенного в парламент законопроекта является важным также с точки зрения имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС.
«Мы должны имплементировать пять законов, которые уже внесены в парламент. Одним из ключевых является законопроект о внутренних водных путях. И мы верим, что с одобрением этого закона мы сможем запустить новую отрасль для Украины — судостроение и транспортировку грузов и пассажиров по речной транспортной сети», – отметил министр.
Представители Еврокомиссии, которые участвовали во встречи, в свою очередь отметили, что указанный законопроект соответствует нормам ЕС и Соглашению об ассоциации. Инициатива развития Днепра, созданная при поддержке Посольства Нидерландов в Украине, поддерживает необходимость принятия законопроекта о развитии реки.
Европейская политика АМПУ
Администрация морских портов Украины (АМПУ) как важное организующее звено в сфере морских портов Украины, также принимает участие в формировании европейской повестки дня.
Так, в январе текущего, 2018 года, АМПУ получила статус наблюдателя Европейской организации морских портов (European Sea Ports Organization). Такое решение было принято Исполнительным комитетом ESPO 17 января 2018 года в Брюсселе.
«Вхождение АМПУ в ESPO – важный шаг интеграции Украины в международную транспортную инфраструктуру. Украина теперь официально – часть европейского портового сообщества. Кроме того, членство в ESPO позволит нам перенять лучшие европейские практики организации работы портов. Это шаг также важен с точки зрения реализации дорожной карты по имплементации нормативных документов ЕС в сфере морского транспорта, утвержденной Кабинетом Министров Украины», – рассказал руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс.
Кроме того АМПУ активно участвует в подготовке концессий. В настоящее время существует два пилотных проекта концессий в портах Ольвия и Херсон.
«Проекты концессии в портах Ольвия и Херсон являются чрезвычайно важными не только для самих портов и области, но и для государства в целом. Если указанные проекты будут реализованы, это будет однозначным успехом для Украины и четким сигналом для иностранных инвесторов. Если же по тем или иным причинам проекты будут сорваны, о концессии в Украине можно будет забыть на годы вперед», – подчеркивает министр инфраструктруы Украины Владимир Омелян.
Поскольку морские порты являются важной составляющей транспортной инфраструктуры и экспортного потенциала Украины, развитие портовой инфраструктуры путем привлечения частных инвестиций является одной из стратегических задач Министерства инфраструктуры и Администрации морских портов Украины.
Что касается подготовки конкретных кейсов по концессиям, то тут активную помощь украинской стороне оказывает ЕБРР.
Сферы, в которых необходимо имплементировать европейские нормы
Дальнейшая политика европейской интеграции в сфере морских портов будет направлена не только на решение важных юридических аспектов и приведении нормативной базы к стандартам ЕС, но также пристальное внимание будет направлено на сферу портовой индустрии, стандартизацию процессов перевалки грузов и её связь с загрязнением окружающей среды.
По словам одного из представителей АМПУ в будущем большое внимание будет уделено повышению безопасности судоходства, украинское портовое сообщество интегрируется с европейской системой мониторинга морского трафика в ЕС – Safe Sea Net.
«В обозримом будущем стоит ожидать пилотные проекты по электронному обмену таможенными, пограничными документами для упрощения взаимного контроля. Вероятно, что ужесточатся экологические нормы по переработке отходов в портах», — считает представитель АМПУ Владимир Шемаев.
Суммируя, стоит сказать, что, Договор об ассоциации не дает Украине каких-то «бонусов», но способен дать импульс для развития портовой индустрии и включить её в конкурентное поле наравне с европейскими портами, которые могут быть примерами для реформирования для украинских государственных стивидоров.