Иностранные инвесторы давно рассмотрели потенциал сельского хозяйства Украины и начали вкладывать ресурсы на свой страх и риск еще в далеких 90-х, учитывая высокий уровень неопределенности, бюрократии и коррупции.
Именно так и поступила иностранная корпорация «Lactalis», приняв стратегическое решение о приобретении в 1996 году Николаевского молочного комбината, тогда французский гигант стал первым инвестором, в украинскую молочную промышленность.
За 20 лет присутствия на рынке Украины французы увеличил объём выпускаемой продукции в 20 раз. Инвестор работает в Николаеве под своей всемирно известной торговой маркой, так же развивает и новые бренды, ориентированые в основном на внутреннего потребителя.
За довольно короткий промежуток времени морально и физически изношенный Николаевский комбинат преобразился в современное молочное предприятие европейского типа. Сейчас инженерная модернизация соответствует всем критерия международных стандартов, а для достижения такого эффекта были вложены десятки миллионов евро.
Позже иностранцы занялись расширением сферы своего влияния в Украине и в 2007 году купили еще один завод, теперь уже в Павлограде Днепропетровской области.
На текущий момент французы уже создали 450 рабочих мест для Николаева, а в бюджеты разных уровней ежегодно поступает более 50 млн. грн. в виде налогов и сборов. Несмотря на кризис в Украине и падение доходов населения предприятие получило огромный стимул для увеличения объёмов производства и развития своей деятельности в Николаеве и в Украине в целом.
Новые возможности для компании открылись после подписания Украины ассоциации с Европейским Союзом.
Французы буквально сразу же ухватился за шанс расширить свое производство в Украине за счет возможности экспортировать продукцию в страны ЕС. Для Николаевского молокозавода это новые рынки сбыта, приверженность европейских покупателей, инвестиции и рабочие места.
Приложив максимум усилий, преодолев все длительные и сложные процедуры, включая аудит представителей Европейской комиссии на соответствие требованиям Европейскому законодательству, Николаевский завод французского инвестора в начале 2016 года вошел в 10-ку украинских предприятий молочной промышленности, которые получили право на экспорт продукции в страны ЕС.
О том, что теперь сулит украинскому молочному бизнесу, заявил на то время еще министр аграрной политики и продовольствия Украины Алексей Павленко: «Открытие европейского рынка заставляет нас по-новому взглянуть на важность повышения качества отечественной продукции. Молочная отрасль имеет большие перспективы, которые могут стать реальностью благодаря реформированию производства и соблюдению производственных процедур».
Стоит отметить, что из 10 предприятий, которые получили доступ на рынок ЕС, 2 принадлежат корпорации «Lactalis» – Николаевский и Павлоградский молочный комбинаты, это еще раз доказывает тот факт, что европейцы умеют эффективно вести бизнес, распоряжаться своими ресурсами, ставить стратегические цели и добиваться их.
О планах компании и переориентации экспорта рассказал генеральный директор Николаевского предприятия Игорь Фуркало: «Доступ на европейский рынок открывает широкие возможности для развития молочной отрасли в Украине и стимулирует нас, производителей, повышать качество продукции. Благодаря полученному разрешению на экспорт продукции в страны ЕС мы можем планировать договора поставки в Польшу, Венгрию, Румынию, Прибалтику, Болгарию. А европейские сертификаты дают возможность нарастить экспорт молочной продукции не только на европейский, но и на другие рынки, например, в Азию и Африку».
Сейчас наибольшим препятствием на пути к полной ориентации на европейского потребителя является качество сырья. Так как согласно требованием ЕС молочные продукты должны производиться исключительно из молока экстра-класса, которым могут обеспечить только незначительное количество больших местных ферм. А более 50% всех закупок сырья французский инвестор в Украине осуществляет у населения.
Отказаться от сотрудничества с частным сектором невозможно по двум причинам: во-первых, социально ответственное предприятие не может позволить себе лишить дохода домохозяйства сельской местности, а, во-вторых, в Украине существует явный дефицит больших ферм, поэтому просто нечем заменить частных и маленьких поставщиков. Фактически, кроме квот, именно это фактор будет ограничивать объём экспорта из Украины в ЕС.
Как отмечает экономист, специалист по финансовому прогнозированию, Александр Замковой, украинские предприятия в этом году могут воспользоваться квотой на беспошлинные поставки продукции из обработанного молока в размере 2 тыс. тонн, масла (250 тонн), обработанных сливок (300 тонн), выделенных по принципу «первый пришел — первый обслуживаешься» (квота заполняется в порядке живой очереди — преимущество имеет тот, кто первым подал заявку).
«Возможности для продажи нашей молочки в ЕС есть, однако ими пока пользуются не очень активно. Правда, следует отметить, что сложности вызывают процессы сертификации, проверок и приведение к необходимым европейским нормам качества нашей продукции» — рассказывает эксперт.
(Джерело інфографіки)
После получения возможности поставлять продукцию в ЕС инвестор определил для себя первоочередные страны, которые будет покорять николаевская молочная продукция, в частности сметана и творог. Польша и Румыния рассматриваются в качестве перспективных направлений, а тем временем, французы работают над тем, чтобы соответствовать требованиям, которые выдвигаются к внешнему виду продукта – таре и этикетке.
И нет никаких сомнений, что уже в ближайшее время продукция, выпущена в Николаеве, будет лежать на полках магазинов стран ЕС. Ведь если инвесторов не остановили трудности, с которыми они сталкивались в 90-х в Украине, то прозрачные и открытые европейские требования не станут причиной остановки на полпути к цели – завоеванию рынка близлежащих стран ЕС.
Наталья Лукьяненко
Матеріал публікується в рамках проекту «Точне відображення Угоди про асоціацію Україна-ЄС в українських медіа», що реалізується Громадською організацією «Інтерньюз-Україна» у партнерстві з Товариством Лева та Фондом міжнародної солідарності (Польща).
Публікація цього матеріалу стала можливою завдяки підтримці американського народу, що була надана через Агентство США з міжнародного розвитку (USAID) та Міністерства закордонних справ Республіки Польща. Зміст публікації є виключно відповідальністю редакції Informer.od.ua та необов’язково відображає точку зору USAID, уряду США та МЗС Польщі.