Контейнерные перевозки стали активно развиваться около 50 лет тому назад. В Украине первый контейнерный терминал, отвечающий международным стандартам, был возведен в 1976 году в Ильичевске (сейчас Черноморск). На данный момент контейнерные терминалы есть в Черноморске, Мариуполе, Одессе, Херсоне и Южном.
С начала 2000-х годов рынок морских контейнерных перевозок в Украине развивался быстрыми темпами: ежегодный рост составлял до 30%. Следуя тенденциям рынка в 2007 году в Черноморске открылся первый в Украине контейнерный терминал, рассчитанный на прием крупных океанских контейнеровозов.
Черноморский регион отличался самыми высокими в мире темпами роста контейнерных перевозок и максимального объема рынок контейнерных перевозок в Украине достиг в 2008 году с показателями 1,254 млн TEU (условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств, которая основана на объёме 20-футового (6,1 метров) интермодального ISO-контейнера).
Однако, события 2014 года на востоке страны и потеря Крыма существенно снизила потенциал контейнерных перевозок через украинские порты. В настоящее время объем перевозок можно сравнить с показателями 2010 года и они примерно в два раза ниже пикового показателя.
За последние несколько лет профильные министерства и ведомства Украины провели немалую работу в сфере реформирования законодательства и привлечения инвесторов в портовую сферу. Каким образом обстоят дела в настоящее время с контейнерными перевозками и какие перспективы в этой сфере для Украины?
Мощности есть, грузопотока не хватает
По данным на конец 2016 года большинство контейнерных терминалов, расположенных в украинских портах не имели максимальной нагрузки на свои мощности. Только компании Бруклин-Киев и ГПК «Украина» использовали более 50% своих мощностей: 91% и 52% соответственно. Остальные терминалы либо используют меньшую часть своих мощностей, либо, в случае Мариупольского порта не эксплуатируют контейнерные мощности вообще.
Об этом говорит консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев, отмечая, что контейнеры – это один из немногих видов груза, перевалка которого в 2016 г. демонстрировала стабильный рост по сравнению с предыдущим годом. Так, по данным АМПУ, после двухлетнего падения в 2014 и 2015 гг., за 9 месяцев 2016 г. перевалка контейнеров в украинских портах выросла на 31%.
Аналитики подчеркивают, что большинство контейнерных терминалов в нынешних условиях вынуждены использовать свои мощности для перевалки не свойственных им грузов. Например, терминал Бруклин-Киев-Порт (Одесский морской порт) был вынужден искать нестандартные варианты работы с альтернативным грузопотоком. На этом терминале была представлена специализированная система перевалки зерна с использованием контейнеров для перевалки зерна на балкерные суда. Специально модифицированные контейнеры в данном случае используются исключительно как аналоги ковшей для перегрузки зерна с автомобиля на судно.
Терминал ТИС-Контейнер в морской порту «Южный» для увеличения загрузки на контейнерном терминале переваливает импортный уголь, экспортное зерно, черные металлы и щепы. Также один из причалов контейнерного терминала используется для погрузки растительного масла.
В Черноморском морском торговом порту на контейнерном терминале переваливаются уголь и руда.
«По факту, только одесские терминалы работают как контейнерные, исходя из структуры грузопотока, остальные – переключились на альтернативные грузы, а контейнеры перешли в категорию факультативных. Именно эти терминалы в первую очередь нуждаются в привлечении контейнерного грузопотока», – подчёркивает аналитик ЦТС.
Резервы для роста
Согласно показателями 2016 года, основными факторами, которые способствуют росту контейнерных перевозок можно считать внедрение современных стандартов обработки контейнерного флота, сокращение сроков проведения таможенных процедур с грузами в пунктах пропуска, внедрение положений по децентрализации контрольных процедур в украинских морских портах. Также вырос украинский экспорт, который перевозится контейнерами. Импорт же растет за счет увеличения объемов торговли со странами ЕС, Латинской Америки, Азии и Африки.
«В прошлом году в структуре контейнерных потоков, проходящих через украинские порты, баланс между импортом и экспортом сохранился, но импорт растет быстрее. Контейнеров стали завозить немного больше, чем отправлять на экспорт. Всего в 2016 году импорт вырос на 33,7%, до 345 067 TEU, в то время как экспорт – на 28%, до 334 932 TEU. Соотношение импорта и экспорта в общем контейнерном обороте – 50,7% к 49,3% соответственно», – подчеркивает Наталья Рыженкова для издания «Порты Украины».
Если проследить динамику, как распределяются мощности контейнерных терминалов, то здесь безусловным лидером станет Одесский порт. На его территории оперируют два крупных игрока: немецкая дочерняя компания «ГПК Украина» и «Бруклин-Киев Порт». На эти две компании приходится более 70% контейнерного оборота в Украине.
На причалах терминала «ГПК Украина» в прошлом году было обработано 281 928 TEU (+10,3%). Доля «ГПК Украина» в общей перевалке контейнеров в 2016 году составляла 41,4%, а строительство и развитие двух современных контейнерных терминалов позволяет «ГПК Украина» принимать под обработку одновременно четыре контейнеровоза. Предприятие активно использует мощности своего нового глубоководного контейнерного терминала на Карантинном молу, принимая суда у его причалов. После сдачи трех очередей терминала на Карантинном молу Одесский порт сможет стать самым мощным по перевалке контейнеров на Черном море.
На втором месте среди украинских терминалов по объемам перевалки контейнерный терминал «Бруклин-Киев Порт». В прошлом году предприятие обработало 198 407 TEU, нарастив объемы на 70,1%. Доля терминала в общей контейнерной перевалке выросла с 22,4% в 2015 году до 29,2% в 2016 году. «Бруклин-Киев Порт» лидирует по абсолютному объему прироста потока контейнерных грузов в украинских портах.
В 2015 году «Бруклин-Киев Порт» стал работать с альянсом Ocean Three, в котором главная роль принадлежит французской компании CMA CGM и китайским China Shipping и COSCO. Также мощности одесского терминала «Бруклин-Киев Порт» предпочитают суда, которые ранее заходили в морской торговый порт Черноморска. Кстати, новым крупными игроком рынка обработки контейнеров стал Ильичевский рыбный порт, который за 2016 год вдвое увеличил перевалку контейнеров. Доля Ильичевского рыбного порта в общем контейнерообороте Украины выросла почти вдвое, до 14,9%.
Перспективы развития демонстрирует ТИС-контейнерный в порту «Южный». Он является новейшим и самый глубоководным в Украине контейнерным терминалом.
Черноморский МТП, который ранее принимал контейнеровозы Hapag-Lloyd и MSC в настоящее время перешел на обработку угля и руды, отказавшись от обработки контейнеров. С 2016 года не работает в связи с близостью к территории самопровозглашенных ДНР-ЛНР государственный контейнерный терминал мощностью 100 тыс. TEU в порту Мариуполя.
Иностранные инвестиции в контейнерные терминалы Украины
Сегодня Украина находится в зоне внимания глобальных портовых операторов контейнерного бизнеса. Оператор номер один в мире Hutchison Ports и третий по счету мировой оператор DP World готовы инвестировать в украинскую портовую инфраструктуру и улучшение операционной эффективности процедур в портах.
Обе группы уже подписали меморандумы о намерении. По словам премьер-министра Украины Владимира Гройсмана конкурс на аренду причалов в морском торговом порту Черноморск должен будет пройти до конца текущего года.
Hutchison Ports уже почти 10 лет присматривается к активам в портах Украины. В настоящее время речь идет о развитие и управлении контейнерным терминалом в морском торговом порту «Черноморск». Компания пока будет арендовать мощности в порту, но если в Украине будет принят закон о концессии, Hutchison Ports готова перейти на эту модель сотрудничества.
Эмиратская компания DP World интересуется концессией порта «Южный», а также готова инвестировать в улучшение логистики Одесского порта.
Стоит отметить, что реформы, которые проводятся правительством в сфере инфраструктуры, в частности обсуждение возможности приватизации портовых мощностей и подготовка закона о концессии позитивно влияют на инвестиционный климат в украинских портах.
«На мой взгляд, в концессию следует отдавать крупные порты, к примеру, Южный, Черноморск (в частности, паромный комплекс) и т. д. Приватизация же больше подходит для небольших портов. С одной стороны, приватизация является наиболее понятным механизмом, как для частного инвестора, так и для государства. Однако, согласно украинскому законодательству, порты являются стратегически важными объектами, а потому не могут быть отданы в частную собственность. Таким образом, наиболее реальной сегодня является именно концессионная модель развития портов», – подчеркнул руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс в своем интервью для издания «Судоходство».
Ця публікація була підготовлена в рамках проекту «Просування реформ в регіони» за сприяння Європейського Союзу. Зміст цієї публікації є виключною відповідальністю сайту і жодним чином не відображає точку зору Європейського Союзу.