Куда пойдёт кредит от МВФ? Мнения и инфографика

Не смотря на обещанный кредит от МВФ, Международное рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг Украины в иностранной валюте с уровня «ССС» до «СС». Это означает, что в Украине повысилась вероятность дефолта.

 

Министр финансов Украины, Наталья Яресько заявляет, что половина любой суммы первого транша пойдет на пополнение резервов Национального банка, еще половина – правительству на выполнение своих внешних обязательств. Министр добавила, что Украина рассчитывает получить в первом транше до 60% от общего объема возможного финансирования. Для начала это примерно 10-11 миллиардов долларов.


 

Эксперты из Fitch отмечают, что общей суммы в 17,5 миллиардов долларов, которые выделит МВФ, может не хватить для предотвращения дефолта. Возможно, Украине придётся проводить реструктуризацию государственного долга с помощью частных кредиторов. На сайте агентства сказано, что конфликт и экономическое ослабление привели к дополнительным финансовым потребностям, выходящих за пределы тех, которые были предусмотрены в программе МВФ относительно Украины, согласованной ещё в апреле 2014 года.


По подсчетам экспертов Fitch, реальный ВВП Украины за прошлый год упал на 7,5%, а в 2015 году сократился еще на 5%.

 

Тем не менее, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард отметила, что кредитование Украины – это амбициозная, жёсткая программа, которая также содержит определенные риски. Но, по словам политика, это и реалистичная программа, которая, возможно, станет поворотным моментом для Украины.

 

По мнению Лагард, наше правительство уже продемонстрировало готовность к амбициозным реформам по нескольким ключевым фронтам. Политик считает, что у нас получилось добиться жёсткой фискальной дисциплины и впервые за много лет мы занялись серьёзной антикоррупционной политикой и борьбой с отмыванием доходов. По данным Лагард,  дефицит украинского бюджета составил 4,6% ВВП при прогнозируемом уровне в 5,8%.

 

Александр Охрименко  отмечает, что в 2015 году МВФ и другие международные финансовые структуры обещают дать Украине в долг почти 14 миллиардов долларов, но нужно будет погасить еще 7 миллиардов долларов. Поэтому в этом году золотовалютные резервы НБУ могут вырасти на 7 миллиардов долларов. В 2016 году МВФ даст Украине еще 4,4 млрд. долларов и ожидается, что зарубежные частные инвестиции составят около 4 миллиарда долларов, что позволит нарастить золотовалютные резервы на 5,6 миллиардов долларов. А уже в 2017 году Украина начнет погашать новые кредиты МВФ. 

 

Арсений Яценюк популярно объясняет, на что пойдут деньги транша на своей странице в facebook: «В программе сотрудничества с МВФ нет такого условия: «Берите деньги и тратьте, куда хотите». Она нацелена на две вещи. Первое – это выполнение наших внешних обязательств. И второе – накопление золотовалютных резервов НБУ для того, чтобы стабилизировать банковский сектор и валютообменный курс. Среди целей программы, согласованной с Международным валютным фондом, – проведение сложных реформ, которые сегодня воспринимаются непросто, но завтра дадут положительный и экономический, и политический, и социальный эффект».


Премьер добавил, что, к сожалению, кредиты, которые получит Украина, не идут на потребление. Правительство не может и не имеет права, и никто не дает кредиты на то, чтобы увеличивать пенсии, зарплаты, финансировать армию, вооруженные силы. Это ответственность правительства, государства. Основные пути использования этого кредитного ресурса – это погашение внешней задолженности для того, чтобы Украина провела экономические и структурные реформы и удерживала доверие среди инвесторов. Вторая часть этих средств пойдет в золотовалютные резервы Национального банка Украины.

 

Ярослав Жалило, экономический эксперт, президент центра антикризисных исследований полагает, что накануне заседания Совета директоров 11 марта в который раз обострится конфликт на Востоке. По его словам, одна из сторон конфликта желает всячески дискредитировать Украину в глазах мировой общественности и не допустить выдачи кредита. Однако, эксперт прогнозирует, что транш будет предоставлен, если не случится чего-то экстраординарного. От денег МВФ Украина зависит сейчас как никогда: «У нас еще есть и критический импорт, резервов совершенно недостаточно, обнулять их невозможно даже технически, ведь не у всех есть абсолютная ликвидная форма», – заявил эксперт.

 

Но что будет, если МВФ не примет положительного решения? Тогда единственная альтернатива — объявление дефолта. Соответственно – резкое ухудшение практически нулевого имиджа Украины на международной финансовой арене, а также — существенные дестабилизации внутри страны», — говорит президент центра антикризисных исследований.

 


 

На наш взгляд, в любом случае, провал структурных реформ и обострение конфликта на Донбассе не вызывают доверия у кредиторов. И для того, чтобы избежать предельного нарастания социального напряжения и укрепить доверительные взаимоотношения с МВФ, государство нуждается не в косметических и фасадных реформах, не меняющих сути и содержания заимствованных процедур и институтов, а в последовательном «видении» политических изменений. И, что немаловажно,  – в профессиональных и высокоморальных кадрах, способных провести реформы и взять на себя политическую ответственность.

 

 

Ксения Селина