Одесская мечта: что удалось и почему не удалось Саакашвили

Мария Шелия

 

Одесская область вдвое меньше Грузии – тридцать три тысячи квадратных километров. Но самый большой по площади и шестой по населению украинский регион имеет много общего с кавказским государством: выход к Черному морю, туризм и морская торговля, соседство с самопровозглашенной республикой, а еще – Михаил Саакашвили.

В конце мая 2015 года бывший грузинский президент-реформатор возглавил Одесскую областную государственную администрацию. Удалось ли ему реформировать отдельно взятую область – и могло ли выйти?


Грузинская вакцина от Миши

В Одессу команда Саакашвили прибыла с концепцией нескольких реформ, успешно реализованных в Грузии. Во времена Саакашвили Грузия заняла восьмое место в международном рейтинге по простоте открытия бизнеса, седьмое по скорости получения разрешительных документов на строительство, второе по легкости регистрации права собственности и тому подобное. Однако в Грузии для борьбы с бюрократией, коррупцией и некомпетентностью госслужащих Саакашвили имел президентские полномочия, поддержку правительства и парламента.

В Одессе стартовые условия для реформ были значительно менее благоприятными. Председатель облгосадминистрации – это не руководитель области, а представитель центральной исполнительной власти (Президента и Кабинета Министров). Таким образом, даже получив максимальную свободу действий в области, Саакашвили был ограничен полномочиями и законодательством.

Пока из грузинских новаций в Одессе появилась новая полиция и дом юстиции, на очереди электронная система на таможне. К тому же, председатель ОГА стал ремонтировать трассу Одесса-Рени, которая находилась в ужасном состоянии, а также заменил всех глав районных государственных администраций на новых, отобранных на открытом конкурсе.

По мнению грузинского эксперта Олега Панфилова, украинцы сейчас значительно менее готовы к реформам, чем грузины десять лет назад. На выборах в январе 2004-го Саакашвили получил 96% голосов избирателей. Грузия была в экономической яме, ВВП на душу населения составлял 900 долларов в год (в Украине сейчас – 1580 долларов), поэтому Саакашвили воспринимался как спаситель.

Критики Саакашвили говорят, что бывший президент не столько реформировал Грузию, сколько создал видимость изменений. Его обвиняют в толерантности к «коррупции элит» и ориентацию не на граждан, а на туристов. В свою очередь, Саакашвили уверяет, что туристический бизнес является залогом развития страны, ведь именно благодаря этому происходит приток инвестиций.

Об элитной коррупции во времена Саакашвили писали и говорили много. То есть давайте по-честному, определенный протекционизм элитам конечно был, но не коррупция как таковая, – рассказывает руководитель общественной организации« Свободная зона »Гела Васадзе.

Наиболее бывшим президентом недовольны обычные грузины, которые отмечают, что существенных изменений на самом деле не произошло. Некоторые сетуют на то, что бывший президент не заботился о народе, а только создавал «красивый фасад идеальной страны» для туристов и иностранных инвесторов. От подобного предостерегают и украинцев.

В девяностые годы Грузия была одной из самых криминальных стран мира. Согласно результатам опросов начала 2000-х, три четверти грузинской молодежи мечтали о криминальном мире: ребята мечтали быть «ворами в законе» (большинство которых во всем бывшем СССР составляли грузины), девушки – выйти за вора замуж. Команде Саакашвили пришлось бороться и с этими «хорошими ворами». Часть уголовных авторитетов убежала из Грузии, часть оказалась за решеткой. Это стало предпосылкой для преодоления системной коррупции – проблемы, актуальной и для Одессы.

Chicagostylepolitics

Купленные суды, купленная пресса, купленные выборы – так одесский политик Александр Боровик характеризует ситуацию в регионе. Соратник Саакашвили говорит, что лично столкнулся с проявлениями коррупции на местных выборах 2015 года, и настаивает на многочисленных фальсификациях.

– Суды в городе не знают, кому служить. С одной стороны есть государство, с другой – криминальный синдикат, которого они боятся, – рассказывает политик, который баллотировался на пост городского головы Одессы, но проиграл. – В Соединенных Штатах Америки это называют Chicagostylepolitics, когда политические элиты находятся под влиянием бандитов.

Среди бизнесово-политических групп, имеющих влияние в Одессе, называют «Приват» Игоря Коломойского, «Рост» Александра Жукова и Владимира Галантерника, Kadorr, а также группу Сергея Курченко. Свои бизнес-интересы здесь имеют Леонид Климов, Сергей Кивалов, Владимир Немировский и другие политики. По словам Боровика, мэр Одессы Геннадий Труханов, который одержал победу на выборах 2015 года, был охранником российско-британского миллионера Александра Жукова.

– В криминальных кругах Труханова называют «Гена-капитан». Он также имел агентство, державшее спортсменов-бойцов, – рассказывает Боровик. А еще Труханова назвал «своим другом и близким человеком, который сделал очень много для того, чтобы Одесса была патриотичной» соучредитель группы «Приват» и оппонент Саакашвили Игорь Коломойский. Они с Трухановым – совладельцы акций британской нефтегазодобывающей компании JKX Oil & Gas.

Предшественник Саакашвили на посту председателя Одесской облгосадминистрации был близок к Коломойскому Игорь Палица. Одной из причин назначения бывшего президента Грузии на такую, казалось бы, скромную должность, вероятно, было стремление Петра Порошенко уравновесить влияние и популярность команды Коломойского, который начал принимать Одессу как свою вотчину. Возможно, близость к группе «Приват» является причиной того, что Геннадий Труханов не может найти общего языка и скорее мешает, чем помогает инициативам Саакашвили.

Труханов контролирует достаточно большой медиаресурс: телеканалы «Град», «Здоровье» и «Глас», сайты «Одессит» и Glasweb. Эти медиа освещают достижения Труханова: новые дороги, восстановленные парки, построенные детсады или церкви. Политический проект Труханова называется «Доверяй делам»: он рассчитан на избирателей, которых волнуют не столько политическая платформа кандидата, как его финансовые вливания в ремонт инфраструктуры. На руку мэру играет и то, что большинство одесситов не готовы терпеть материальные трудности ради проведения реформ. Согласно исследованию центра «Социополис» за ноябрь 2015 года, 48,6% одесситов не готовы на жертвы ради реформ. Готовы – 35,5%.

 

Связанные руки

Команда Саакашвили состоит во многом не из одесситов. Прокурор области Давид Сакварелидзе – грузин, помощница губернатора Мария Гайдар – россиянка, начальница таможни Юлия Марушевская – из Николаева. Главная причина, по которой грузинская команда была приглашена на руководящие должности, заключалась в недоверии к отечественным, зараженным коррупцией чиновников. Однако и иностранцам украинцы доверять не спешат.

– Грузинские реформы придуманы грузинами и предназначены для Грузии, – говорит Олег Панфилов. – В Украине большинство граждан сложили руки на груди и начали, как в театре, наблюдать: что там грузины задумали? Общество должно быть активным и готовым к реформам, а в Украине только часть населения понимает необходимость перемен.

Открытый конкурс на руководящие должности – один из способов привлечь местных активистов, прежде всего молодежь. По словам бывшего грузинского консула в Одессе Теймураза Нишнианидзе, молодые люди в команде – залог успеха: «Молодые специалисты стали основой качественных изменений в управлении. Большинство из тех, кто занимает важные посты в Грузии, получили образование на Западе. Это люди, из сознания которых удалось выбить постсоветское восприятие действительности. В среднем им до сорока лет ».

Среди людей, которые попали в команду Саакашвили, есть и одессит Евгений Сойкин. Он рассказывает о сложной процедуре конкурса: три уровня, десять этапов – от подачи анкет через онлайн-форму к собеседованиям с самим Саакашвили, в Администрации Президента и Кабмине. Если кандидат успешно прошел все этапы отбора, финалом становится его встреча с гражданами района и назначение кандидата главой райгосадминистрации. Людей, которые проходили только часть задач, но показали при этом хороший результат, пригласили на работу в качестве волонтеров. Впоследствии часть отсеялась – «остались только те, кто оказался способен самостоятельно определять задачи и организовывать процесс их выполнения».

Сейчас, по словам Евгения, команда Саакашвили работает над несколькими приоритетными направлениями. Тогда как текущую работу выполняет в основном аппарат госадминистраций, состоящий из старых чиновников. Ведь освободить госслужащих и реорганизовать структуру согласно украинского законодательства нелегко.

Без энтузиазма к инициативам Саакашвили относятся и в городском совете. Как рассказывает руководитель проекта «Центр обслуживания» Артур Амиров, формально одесский дом юстиции является отделением департамента предоставления административных услуг Одесского горсовета. К руководителю департамента Евгении Абрамовой, члена партии «Доверяй делам», у команды Саакашвили есть вопросы.

– Уже более двух месяцев мэрия саботирует проведение конкурса на замещение вакансий, что позволило бы обслуживать еще быстрее и качественнее. Пытаются навязать Центру своих доверенных претендентов, – сетует Александр Боровик. За первый месяц работы некоторые из сотрудников дома юстиции получили 500-800 гривен, некоторые не получили ничего. Закон позволяет платить работнику центра не более трех тысяч гривен, хотя обещали не менее шести тысяч.

Одесский дом юстиции предоставляет вдвое меньше услуг, чем его грузинский аналог. Здесь можно зарегистрировать бизнес, имущество, общественную организацию и получить украинский паспорт. Выдавать загранпаспорта и обслуживать жителей других регионов не позволяет закон.

Украинский рецепт

Очевидно, что провести радикальные реформы по грузинскому образцу в отдельно взятой области, имея полномочия председателя ОГА и противодействие со стороны местных властей, Саакашвили не сможет. Ситуация осложняется открытым противостоянием с Кабинетом Министров и лично Арсением Яценюком, которого Саакашвили настойчиво обвиняет в коррупции. На Антикоррупционном форуме в декабре бывший грузинский президент назвал крупнейших, на его взгляд, коррупционеров в Украине – в перечень вошли Игорь Коломойский и Арсений Яценюк, однако никто из окружения Петра Порошенко упомянут не был.

14 декабря на заседании Национального совета реформ состоялась перепалка Саакашвили с министром внутренних дел Арсеном Аваковым; премьер открыто встал на сторону Авакова. Фамилию Саакашвили называют среди возможных претендентов на кресло премьер-министра, если Арсений Яценюк все-таки уйдет в отставку.

Гела Васадзе говорит, что кресло премьер-министра после 9 лет удачного президентства в Грузии не может быть пределом мечтаний Саакашвили. «Вопрос не в должности, вопрос в возможности формирования в украинской власти команды реформаторов. На сегодняшний день такой команды в Украине нет », – отмечает Васадзе.

Олег Панфилов считает, что в Украине нельзя повторить грузинский эксперимент, но можно, использовав местные схемы, выработать собственную методику. Если это сработает, то государство раздавит основные источники коррупции. Для этого необходимы открытые государственные системы и понимание людей, что без коррупции и страна, и ее граждане будут жить лучше.

– Когда правительство Саакашвили подходило к реформированию государства, важным было учесть грузинский менталитет, и только на основе этого осуществлять изменения, – говорит Теймураз Нишнианидзе. По его мнению, так же следует делать украинцам: проанализировав особенности менталитета, проводить собственные изменения.

Главным элементом реформ, предложенных командой Саакашвили, является так называемый Акт экономической свободы. В него входит ограничение налогового перераспределения – больше денег останется на местах – и упрощение условий для бизнеса. Первым шагом к этим изменениям является бюджетная децентрализация, которая увеличивает доходы местных бюджетов на сорок процентов. Если бы Акт экономической свободы стал реальностью, Украину ждал бы приток инвестиций. Но этого точно не сделаешь в отдельно взятой Одесской области.