В октябре 2015 года в Украине прошли выборы в местные советы по новому закону и в новых условиях. Что изменилось в деятельности местных выборных органов власти? Для этого мы обратимся к результатам исследования, которое провел Комитет избирателей Украины.
Одесская областная организация ВОО «Комитет избирателей Украины», проанализировала деятельность депутатов и партий Одесского областного и Одесского городского советов VII созыва по открытию общественных приемных, качество Регламентов советов, а также предвыборных программ партий, входящих в эти советы. Также была проанализирована предвыборная программа Одесского городского головы. Результаты исследования показывают, что далеко не все нормы законодательства были имплементированы в полной мере, а часть механизмов взаимодействия депутатов и избирателей действует со значительными проблемами.
Программы партий в Одесском областном и городском совете: мало конкретики и много «воды»
Одной из самых главных особенностей политического процесса выборов в местные органы власти в Украине является не обязательное наличие программы политической силы, которая избирается в советы разного уровня. Разумеется, что наличие программы говорит о серьезности политической силы и продуманности путей решения проблем, которые стоят перед тем или иным территориальным объединением. Аналитики КИУ подчеркивают и тот факт, что мониторинг выполнения предвыборных программ может помочь повысить уровень ответственности самих политических сил.
В качестве критериев, по которым КИУ анализировал программы, следует выделить три ключевых:
- Учет имеющихся у органов местного самоуправления полномочий для реализации обещанных пунктов программы.
- Детализация, содержание конкретных способов решения проблем в среднесрочной перспективе.
- Структура программы по сферам деятельности.
Стоит отметить, что в сфере компетенции местных органов власти не так много позиций из списка предвыборных обещаний: ЖКХ, транспорт, градостроение, земельные ресурсы, экология. Такие вопросы как образование, здравоохранение, а тем более оборонная политика, внешняя политика, работа органов правопорядка, судебной власти вообще не входят в их компетенцию. Напомним, что некоторые политические силы активно обещали контрактную армию, что даже теоретически не может быть реализовано на уровне поселка-города-области. Впрочем, заместитель генерального директора ВОО «Комитет избирателей Украины» Наталья Линник, подчеркивает, что в Украине политические программы заменяет политическая реклама.
«В значительном количестве европейских стран вполне пропорциональная система выборов с открытыми списками. В них партийные системы хорошо построены снизу вверх, что даже у депутата поселкового совета и маленького города каждая партия имеет программу развития этого уровня, а у наших партий нет таких программ. Это обусловлено тем, что в стране процветает политическая реклама — партии не имеют реальных программ», – считает эксперт.
Согласно анализу программ политических партий, которые прошли в Одесский областной совет, ни одна из них не смогла набрать хотя бы половину из необходимой суммы баллов. БПП «Солидарность» получил 0,2 балла, Оппозицонный блок, «Возрождение» и ВО «Батькивщина» – по 0,3 балла, а наиболее реалистичной эксперты признали программу «Нашего края» (0,4 балла). Максимальной оценкой могла стать 1.
Как подчеркивают эксперты КИУ, «такие оценки свидетельствуют о том, что в программах партий преобладают невыполнимые обещания, а в выполнимых приоритеты отданы тем сферам, в которых областной совет ограничен в своих полномочиях».
Также аналитики отмечают, что большая часть программ политических партий была использована без адаптации к региону, а только «Наш край» и Оппозиционный блок разработали отдельные программы для Одесской области. Правда, и в этом случае количество выполнимых обещаний крайне мало (в пределах 34-39%).
«К сожалению, ни одна предвыборная программа партий областного совета не может быть охарактеризована как содержательная. Во всех предвыборных программах полностью отсутствуют развернутые пункты предвыборных программ», – говорит руководитель аналитического отдела КИУ Анастасия Матвиенко.
Что касается Одесского городского совета, то здесь представлены следующие политические силы: политическая партия «Доверяй Делам» (27 депутатов), «Блок Петра Порошенко «Солидарность»» (12 депутатов), Оппозиционный блок (12 депутатов), Украинская морская партия Сергея Кивалова (6 депутатов) и объединение «Самопомощь» (5 депутатов).
Из пяти партий, имеющих представительство в Одесском городском совете, предвыборные программы есть у четырех, а вот информации о наличии программы у партии «Доверяй Делам» экспертам КИУ обнаружить не удалось (правда, есть программа у лидера партии, мэра Одессы, Геннадия Труханова).
Среди программ политических сил, которые представлены в Одесском городском совете наиболее высокую оценку получила предвыборная программа объединения «Самопомощь» (0,7 баллов из 1 возможного), а самую низкую Оппозиционного блока и «Блока Петра Порошенко «Солидарность»» (по 0,2 балла).
Прогнозируемо проявилась уязвимость использования общеукраинских программ политических партий: они были в наименьшей степени детализированы и значительно проигрывали в конкретике тем, которые были подготовлены специально для Одессы.
«Однако, ни одна предвыборная программа партий, получивших мандаты в Одесском городском совете, не уделила должного внимания такому важному аспекту составления своих предвыборных программ. Все предвыборные программы являются неразвернутыми, и были оценены не более, чем в 1,4 балла при максимально возможной оценке в 7 баллов», – считают эксперты КИУ.
Доступны ли депутаты? О приемных депутатов и партий
После окончания выборов прошедшие в советы депутаты, как правило, открывают свои приемные, для того, чтобы поддерживать контакт с избирателями. В КИУ решили проверить насколько доступными являются депутаты Одесского областного и городского советов и пришли к неутешительному выводу, что далеко не все народные избранники готовы общаться со своими избирателями на округах, более того информации о многих приемных нет в открытом доступе. Возникает вопрос, а есть ли эти приемные вообще?
В областном совете в общей сложности отсутствует информация о приемных 38 депутатов (45% от общего числа), в городском совете – 12 депутатов (19% от общего числа).
Аналитики КИУ сообщают, то в Одесском областном совете все депутаты партий ВО «Батькивщина», «Наш Край» и Оппозиционный блок, а также 4 депутата от БПП «Солидарность» открыли приемные для избирателей. Отсутствует информация об открытии приемных всех представителей партии «Доверяй Делам», 18 представителей БПП «Солидарность», 8 представителей партии «Возрождение» (при этом организаторы исследования подчеркивают, что это данные на начало февраля 2016 г.).
В Одесском городском совете доступна информация о приемных всех представителей партий Оппозиционный блок и объединения «Самопомощь». Из представителей УМП С. Кивалова относительно половины депутатов (3 из 6) отсутствует информация о приемных, из представителей «Доверяй Делам» – относительно четверти (7 из 27), а также относительно одного (из 14) представителя БПП «Солидарность».
В Одесском областном совете большая часть депутатов, открывших свои приемные, готова принимать избирателей раз в месяц, в то время, как в Одесском городском совете – почти половина депутатов готова принимать избирателей раз в неделю, и еще около трети – раз в две недели.
Несмотря на доступность для депутатов значительного числа способов распространения информации о старте работы своих приемных (официальные сайты советов, партий, социальные сети), в Одесском областном совете только двое депутатов – Юрий Димчогло (Наш Край) и Андрей Ивашев (БПП Солидарность), разместили такую информацию на своих официальных сайтах.
В Одесском городском совете о работе приемных депутатов обнародована информация относительно 31 депутата. Не обнародована информация относительно всех представителей Украинской морской партии Сергея Кивалова, 60% представителей объединения «Самопомощь», 40% представителей «Доверяй Делам», 33% представителей БПП «Солидарность» и 25% представителей Оппозиционного блока.
При этом персональные сайты или социальные сети для обнародования информации о своих приемных использовали всего 8 депутатов городского совета.
Городские и областные организации партий также неактивно информируют избирателей о работе своих общественных приемных. Кроме того, вообще отсутствует информация о работе приемных городской и областной организаций партий «Доверяй Делам», а также о графике работы городской организации Украинской морской партии Сергея Кивалова.
Глава Одесского отделения КИУ Анатолий Бойко подчеркнул, что подобная ситуация с депутатскими приемными нехарактерна и как правило, они функционировали лучше, а информация о них была доступнее.
Регламенты: есть преимущества по сравнению с предыдущими, но до открытости еще далеко
Работа любого выборного органа базируется на регламенте. С учетом принятых в 2015 году поправок в законодательство регламент выступает важным механизмом, который позволяет выборному органу власти работать более эффективно, согласуя свою деятельность с принципом открытости, борьбой с коррупцией, а также, исключая конфликт интересов. Соответствуют ли регламенты Одесского областного и городского советов таким требованиям?
«Регламент Одесского областного совета текущего созыва содержит ряд преимуществ в направлении обеспечения открытости и прозрачности своей работы, а также в направлении привлечения граждан к участию в деятельности областного совета. В тоже время, в Регламенте областного совета не отображены процедуры и механизмы противодействия проявлениям коррупции, в частности механизмы урегулирования конфликта интересов, а также обнародование деклараций депутатов об имуществе, доходах и обязательствах финансового характера. В этом направлении Регламент требует первоочередного пересмотра», – считает Анатолий Бойко, глава Одесского представительства КИУ.
Исследуя регламенты местных советов, аналитики КИУ пришли к выводу, что регламент Одесского городского совета предусматривает ряд норм, совершенствующих работу совета в отдельных аспектах открытости и прозрачности работы совета, а также предупреждения проявлений коррупции и рисков ее возникновения. В то же время, действующий Регламент городского совета может быть усовершенствован на основании известных «хороших практик» и рекомендаций, не противоречащих законодательству Украины, но одновременно увеличивающих открытость и прозрачность работы совета и принятия им решений, укрепляющих взаимодействие депутатов и избирателей, совершенствующих превентивные меры по противодействию коррупции.
В частности, в Регламентах рекомендуется предусмотреть процедуры обнародования информации о конфликте интересов депутатов, а для Регламента Одесского областного совета еще и саму процедуру урегулирования конфликта интересов; подачу и обнародование деклараций о доходах всех депутатов; обнародование всей информации и документов, касающихся деятельности советов; публикацию результатов персональных голосований депутатов в день проведения пленарных заседаний; строгое ограничение перечня вопросов, по которым заседания могут проводиться в закрытом режиме; обеспечение гарантий свободного доступа граждан ко всем открытым заседаниям советов.
Таким образом, результаты трех месяцев работы депутатов Одесского областного и городского советов позволяют сделать выводы о том, что большая часть политических сил шла на выборы без конкретной (уникальной) программы для региона/города, большая часть программных пунктов недостаточно развернута, а часть невыполнима, большая часть депутатов ведет прием граждан (хотя и не очень часто), но тщательно «скрывает» свою активность, и наконец, регламенты советов нуждаются в доработке и приведении их к более высоким стандартам, в частности борьбы с конфликтом интересов и утверждению большей открытость.