О принципе «открытого неба» говорят в Украине уже не первый год. Вне экспертной дискуссии эта тема обрастает невероятным количеством слухов. Что же принесет Украине режим «открытого неба» с ЕС, и на каком этапе находится наша страна в данный момент?
Двухсторонние договора вместо коллективных
Ещё в прошлом году Кабинет министров Украины одобрил проект соглашения с США о либерализации рынка воздушных перевозок и введении принципа «открытого неба». В апреле 2015 годаГосударственная авиационная служба направила все необходимые документы и запрос на подписание открытого неба с США. Помимо этого, заявки на открытое небо поданы в Китай и Канаду.
Подписанное Соглашение об открытом небе является первым соглашением такого типа для Украины. По мнению экспертов, оно означает более дешевые авиаперевозки для украинских пассажиров, экономию расходов для туристов, а также способствует экономическому росту стран-партнеров.
Кроме того, буквально несколько дней тому, 29 марта, аналогичное соглашение было подписано с Италией. Однако, вопрос об «открытом небе» с ЕС пока что не может быть решен положительно.
Соглашение о совместном авиационном пространстве, которое парафировали еще несколько лет назад, до сих пор не подписано. Причем по независящим от Украины причинам. Об этом ранее уже заявлял министр инфраструктуры Андрей Пивоварский.
«Причина одна – старый территориальный спор двух европейских стран. Пока Великобритания и Испания не договорятся о статусе Гибралтара, подписание Соглашения будет откладываться», – цитирует министра «Экономическая правда».
Воздушный рынок Украины: штопор или выход из пике?
В настоящее время в Украине 18 функционирующих аэропортов, из них международные регулярные рейсы осуществляются только восемь: Борисполь, Жуляны (оба – Киев), Львов, Одесса, Днепропетровск, Харьков, Ивано-Франковск и Херсон. Причем по настоящему о широкой географии рейсов можно говорить применительно едва ли к половине аэропортов.
В целом в стране более 70 гражданских и ряд военных аэродромов, которые при либерализации рынка авиационных услуг и благоприятной политико-экономической обстановке могут обратить на себя внимание инвесторов.
«Мы делаем все, чтобы создать комфортные условия для развития наших аэропортов, в особенности для развития региональных рейсов. Особое внимание мы уделяем аэропорту «Одесса». Должны быть созданы все условия для модернизации этого аэропорта. На всех уровнях мы говорим, что если инвесторы взялись за строительство нового терминала, то государство должно построить новую современную полосу, которая бы могла принимать все типы воздушных судов. Мы надеемся, что в рамках концепции развития аэропортов гражданской авиации до 2023 года это случится и аэропорт «Одесса» получит новую полосу», – подчеркнул Петр Липовенко, президент Ассоциации «Аэропорты Украины» во время своего визита в Одессу.
До кризиса, с учетом АР Крым, Донецкой и Луганской областей, функционировало до 30 аэропортов, в том числе 17-18 с постоянным международным статусом или правом принимать международные рейсы. Но и сейчас потенциал огромный, однако, чтобы его реализовать, нужен прозрачный план действий на уровне государства. Таким образом, приоритетом должны стать интересы экономики государства в целом, а не отдельно взятого аэропорта или его собственников.
Что такое режим открытого неба и зачем он нужен Украине?
Политика открытого неба – это международная концепция, направленная на либерализацию правил и регулирований международной авиационной индустрии, в особенности коммерческой авиации, т. е. создание свободного рынка для авиационной индустрии и снижение вмешательства правительств в международную авиацию.
Также это означает, что правительство не вмешивается в решения авиакомпаний при определении маршрутов, пунктов назначения, объёмов и стоимости билетов и грузоперевозок. Международные компании получают право свободного перемещения в воздушном пространстве нашей страны.
С точки зрения мировой авиации, принятие концепции «Открытое небо» государством заранее гарантирует безопасность в авиаиндустрии, повышает конкуренцию и качество услуг согласно международным стандартам.
Принцип «открытого неба» не стоит путать с Договором по открытому небу, который был подписан в 1992 году представителями 23-х государств-членов ОБСЕ. Целью данного договора является содействие укреплению доверия между государствами через совершенствование механизмов контроля за военной деятельностью и за соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями. Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого – обеспечить возможность его участникам совершать облёты территорий друг друга. На 2015 год участниками Договора являются 34 государства. Принцип же открытого неба означает снятие ограничений по количеству рейсов и общую либерализацию принципов воздушного сообщения.
В настоящее время Украина имеет договоры с около 40 странами о воздушном сообщении без ограничений, а общее количество стран, куда осуществляются рейсы из Украины более 80.
Открытое небо: конкуренция и инвестиции
Внедрение режима открытого неба обострит конкуренцию не только среди отечественных, но и среди международных авиакомпаний. Со своей стороны конкуренция приводит к снижению стоимости авиабилетов, отчего выигрывает конечный потребитель.
Для увеличения потока людей выезжающих из Украины важен не только сам принцип открытого неба, но также безвизовый или существенно упрощенный визовый режим. Это подтверждает опыт спроса в Турцию и Египет, когда сначала получение виз стало возможным по прибытию в аэропорт. Затем, Израиль и после него снова Турция, которые вообще отменили визы для украинцев. Эти решения приводили к росту спроса среди украинцев, хотя и не было введено режима «Открытого Неба» с этими странами.
Все отечественные и зарубежные авиакомпании, а также потенциальные инвесторы в аэропортовую инфраструктуру, ждут не столько масштабную либерализацию рынка, сколько предсказуемых и понятных правил работы на рынке, сопровождаемых конкретным планом действий и четкими датами либерализации. Причем это процесс, который может растянуться на годы и даже десятилетия.
Далеко не всегда мотивация западных авиаперевозчиков зависит от политики открытого неба. Так, Аксель Хильгерс, региональный директор «Lufthansa Group» в России, Украине и СНГ, таким образом, объяснил возвращение немецкого авиаперевозчика в Одесский аэропорт.
«Я должен сказать, что новый статус открытого неба не сильно повлиял на наше решение. Потому что мы были заинтересованы в сотрудничестве с Одесским аэропортом. Это нужное направление для наших пассажиров. Мы видели перспективы ещё до получения аэропортом статуса свободного неба. Поэтому мы считаем, что сотрудничество будет продолжаться. Конечно, для самого аэропорта такое расширение сотрудничества имело немного другую роль, но для нас, как для авиаперевозчика вопрос состоял в том, насколько рынок конкурентоспособен», – подчеркнул представитель авиаперевозчика в своем комментарии после презентации новых рейсов из Вены и Мюнхена в Одесский аэропорт.
Создание «общего авиационного пространства» даже внутри стран ЕС было многолетним процессом. Он проходил в 1990-е годы в три этапа и занял в общей сложности семь лет. Однако принцип либерализации рынка на законодательном уровне был принят еще при первом этапе. Поэтому все участники рынка могли своевременно подготовиться как к конкуренции, так и к новым инвестиционным возможностям.
«Принимать государственную концепцию и тем более реализовывать ее за счет средств государственного бюджета, под отдельно и не всегда «прозрачно» выбранные аэропорты не имеет экономического смысла. Главное – создать рыночные условия, прозрачные и прогнозируемые, а инвестор уже сам придет, и выберет в какой аэропорт, аэродром или вообще в новую площадку ему надо вкладывать средства», – считает учредитель и партнер «Aviaplan», а также председатель комитета стратегического развития аэропортов Ассоциации «Аэропорты Украины» Евгений Трескунов.
В свою очередь представители министерства инфраструктуры смотрят в будущее с оптимизмом.
«Есть общегосударственный курс на либерализацию воздушного пространства, а также развития аэропортовой инфраструктуры по всей Украине. В перспективе это принесет дополнительные авиакомпании, дополнительный пассажиропоток, отчисления в бюджет. Это государственный курс, который однозначно должен принести увеличение экономических показателей, повышение внешнеполитического имиджа государства и дополнительные рабочие места. Авиационные власти Украины направили соответствующие предложения властям других стран с предложением на паритетном основании снять ограничения. Европейские страны отметили, что готовы это рассматривать в ракурсе подписания общего закона о пространстве, который Украина с 2013 года парафировала, но никак не может подписать. Ведется кропотливая работа, но прогнозировать эффект сложно», – подчеркивает начальник отдела авиационного транспорта министерства Инфраструктуры Андрей Ярмак.
Перспективы аэропортов Украины и вызовы соседних стран
По результатам прошлого года пассажиропоток украинских аэропортов и авиакомпаний сократился до уровня 5и летней давности.
По данным «Aviation. NewsandAnalitycs» украинские авиакомпании перевезли в прошлом году 6,3 млн. пассажиров, что на 3% меньше, чем в 2014 году и на 22% меньше, чем в 2013 году. Первый квартал ознаменовался падением в 18,4% (в виду высокой сравнительной базы первого квартала 2014 года). Со второго квартала прошлого года падение прекратилось и во втором полугодии начался рост.
При этом фактический монополист рынка авиакомпания «Международные авиалинии Украины», которая перевезла рекордные 4,9 млн. пассажиров, показала рост в 26% по сравнению с 2014 годом. На ее долю приходится 77% всех перевезенных украинскими авиакомпаниями пассажиров.
Тревожным симптомом является уход с украинского рынка лоукоста «WizAir Украина», хотя даже в самый благоприятный год их доля в общих международных авиаперевозках не превышала 17,3%.
Украинские аэропорты обслужили 10,7 млн. пассажиров, что на 2% меньше, чем в 2014 году и на 29% меньше, чем в 2013 году. Крупнейшим аэропортом Украины остается Киев-Борисполь, который обслужил 7,3 млн. пассажиров, показав рост в 6% по сравнению в 2014 годом. На него в 2015 году пришлось 68% всех обслуженных пассажиров. В то же время региональные аэропорты обслужили 3,4 млн. пассажиров, показав падение на 60% по сравнению с 2013 годом.
Разумеется, что можно отметить рост у ряда региональных аэропортов (Запорожье или Херсон), однако их объемы весьма незначительны (50 тыс. и 24,9 тыс. пассажиров за первое полугодие 2015 года) по сравнению с крупнейшими игроками на авиационном рынке Украины.
Что касается европейских примеров, то можно остановиться на успехе небольшого аэропорта польского г. Катовице. До вхождения Польши в ЕС и общее авиапространство в мае 2004 года, это был мало кому известный военный аэродром. Однако благодаря интересу лоукоста «WizzAir» он был превращен в один из наибольших лоукост аэропортов в регионе. Основой этому послужило то, что де-факто он находится в центре исторического района Силезии, северная часть которой в Польше, а Южная в Чехии. При отмене политических и экономических границ, «WizzAir» оценил потенциал Катовицкого аэропорта, в центре этого промышленного региона с зоной обслуживания в 11 миллионов человек.
Нечто подобное в настоящее время планируется реализовать в румынском г. Сучава, который расположен всего в 80 км.от Черновцов. Реконструкция местного аэропорта оценивается в 40 млн. евро, которые выделяются как региональным бюджетом, так и за счет фондов содействия Евросоюза. Таким образом, даже без формальной интеграции и ещё до отмены визового режима зона обслуживания румынского аэропорта уже включила территорию Черновицкой области.
«Если им удастся затянуть туда лоукосты, а это им уже удалось в подобном аэропорту Яссы на востоке Румынии — Черновцам будет сложно планировать развитие своего аэропорта», — подчеркивает председатель комитета стратегического развития аэропортов Ассоциации «Аэропорты Украины» Евгений Трескунов.
Таким образом, принцип отрытого неба, который реализуется Украиной по отношению к ряду стран, имеет в своей основе идею либерализации рынка авиаперевозок. С одной стороны это дает новые возможности, с другой стороны повышает конкуренцию, а как следствие может привести как к снижению цен на билеты и приходу на украинский рынок лоукостов, так и к кризису местных авиаперевозчиков, которые могут не выдержать конкуренции со стороны более мощных европейских.