Политика коллективной безопасности: Украина, НАТО и ЕС

Проблемы безопасности занимают одно из первых мест по результатам социологических опросов. Жителей Украины интересуют вопросы, связанные с обеспечением безопасности, однако базовое желание защищенности не означает, что большинство людей ознакомлены с концепциями коллективной безопасности. Какой будет оборонная политика Украины в контексте евроинтеграции, каким образом будет осуществляться реформа вооруженных сил и на каком этапа реформа находится сейчас? На эти вопросы мы попробуем ответить в рамках предложенной статьи.

 

Украинские вооруженные силы: долгий путь к стандартам НАТО

Стоит отметить, что еще год назад отказ Украины от внеблокового статуса не повлек за собой четкого провозглашения курса Украины на членство в НАТО. Вместо этого была принята осторожная формулировка о «достижении критериев, необходимых для вступления».

Сотрудничество Украины с североатлантическим альянсом, который объединяет большинство стран-членов ЕС началось ещё в 1990-е гг. однако, политические перипетии и неоднократная смена векторов развития привело к тому, что украинские вооруженные силы вместо адаптации стандартов НАТО и переоснащения/перевооружения, изменения структуры и системы командования в основном оставались на уровне начала 90-х гг. и даже деградировали.

Реформа вооруженных сил - в числе топ-5 реформ для Украины в 2016 году

Реформа вооруженных сил – в числе топ-5 реформ для Украины в 2016 году

По словам заместителя начальника Главного управления военного сотрудничества и международных операций Генерального Штаба Вооруженных Сил Украины полковника Валентина Левчика перед началом конфликта на востоке украинские вооруженные силы насчитывали порядка 186 000 человек в составе 42 бригад и 17 полков. Однако, так как никто не был готов к агрессии со стороны Российской Федерации, то боеготовых сил в ВСУ было крайне мало. На февраль 2014 г. насчитывалось не более 10 000 человек, которые могли отреагировать на угрозу, и лишь 50% вооружений было в боевом состоянии. Ситуация с горюче-смазочными материалами, вещевым обеспечением и продовольствием также было крайне тяжелым.

Но, несмотря на неблагоприятные условия, Украина смогла провести несколько волн мобилизации, сформировать в 2015 году 15 бригад, 1 полк и отдельных батальонов (дивизионов), повысив численность ВСУ до 250 000 человек, из которых 204 000 непосредственно военнослужащие.

Заместитель начальника Главного управления военного сотрудничества и международных операций Генерального Штаба Вооруженных Сил Украины полковник Валентин Левчик

Заместитель начальника Главного управления военного сотрудничества и международных операций Генерального Штаба Вооруженных Сил Украины полковник Валентин Левчик

«Прошло шесть волн мобилизации, и было призвано в общей сложности 200 000 человек», – говорит заместитель начальника Главного управления военного сотрудничества и международных операций Генерального Штаба Вооруженных Сил Украины полковник Валентин Левчик.

В числе самых больших достижений Вооруженных сил Украины: достижение критического количества людей, которые готовы служить в армии (это привело к тому, что седьмая волна мобилизации уже не потребовалась), создание большого контингента, который готов принимать участие (и принимает участие) в защите территориальной целостности Украины.

По информации Валентина Левчика сейчас в ВСУ порядка 56 бригад, около 30 полков, 350 отдельных батальонов (дивизионов) и прочих частей. И именно оперативно-тактические подразделения принимают участие в АТО.

Помимо строительства фактически новых вооруженных сил, происходит адаптация вооруженных сил к стандартам НАТО: в самых разных сферах, в том числе на самом высоком уровне – командовании войсками. В целом есть целый ряд документов, где определяется уровень взаимодействия ВСУ и НАТО. В частности в рамках адаптации стандартов действует три градации:

Совмещение (общие процедуры);

Взаимозаменяемость (например, единая база данных);

Унификация (общий интерфейс).

Если говорить о прогрессе по адаптации стандартов НАТО на документальном уровне, то в общей сложности существует порядка 1 800 различных документов, которые следует или перевести и принять или выработать похожие, но уже отечественные рекомендации. В большей степени они касаются материально-технических стандартов и вскрывают ещё одну проблему: необходимость качественного перевода огромных массивов текстов.

 

Реформа ВСУ: европейский опыт и перспективы развития

В ходе реформы ВСУ активно использует информацию и помощь со стороны международных советников из различных стран ЕС. Это важно в связи с тем, что Вооруженные силы Украины вне зависимости от скорости вступления в НАТО (это вопрос политический и требует усилий со стороны политиков, в первую очередь).

Основным документом, который призван очертить горизонты реформы Украинских вооруженных сил является Стратегический оборонный бюллетень, который был введен в действие указом президента от начала июня этого года.

«Стратегический оборонный бюллетень Украины является документом военного планирования, который разработан по результатам оборонного обзора с целью определения основных направлений реализации военной политики Украины и развития сил обороны до конца 2020 года», – говорится в сообщении пресс-службы президента.

Отмечается, что Бюллетень направлен на обеспечение практической реализации положений Военной доктрины Украины, Концепции развития сектора безопасности и обороны, определяет стратегические и оперативные цели военной реформы и ожидаемые результаты их достижения с учетом актуальных военно-политических угроз и вызовов. Документ определяет пути достижения целей военной реформы, в частности, увеличение возможностей сил обороны, активное участие в реализации Совместной политики безопасности и обороны Европейского Союза и активное сотрудничество с НАТО для достижения критериев, необходимых для обретения полноправного членства в Организации Североатлантического договора.

Стратегический оборонный бюллетень послужит дорожной картой оборонной реформы с определением путей ее внедрения на началах и принципах, которыми руководствуются государства – члены НАТО.

Стоит отметить, что этот документ является первым в новейшей истории Украины, в работе над которым принимали участие многочисленные эксперты, которые в том числе имели возможность получить свежую информацию от представителей вооруженных сил стран-членов НАТО.

Реформа ВСУ в свою очередь должна соотноситься с евроинтеграционным курсом Украины. По мнению вице-премьер-министра Украины по вопросам евроинтеграции Иванны Климпуш-Цинцадзе отношения с НАТО должны базироваться на реальной и выполнимой годовой национальной программе.

 

Трастовые фонды НАТО: помощь украинским вооруженным силам

Одной из форм помощи Украине являются трастовые фонды. Благодаря этим фондам Украинские военнослужащие могут получить подготовку по ряду специальностей, усовершенствовать военное мастерство, получить помощь медицинского и психологического плана, принять участие в программах по реабилитации.

В настоящее время функционирует несколько трастовых фондов, которые были созданы как до, так и уже после российской агрессии. По словам вице-премьер-министра Украины по вопросам евроинтеграции Иванны Климпуш-Цинцадзе в настоящее время обсуждается вопрос создания трастового фонда, который бы курировал информационную безопасность Украины.

В отличие от иных программ, трастовые фонды основываются, если хотя бы одна из стран (в большинстве своем из числа стран-членов ЕС) выделяет на это минимальную сумму и курирует программу.

15 декабря 2015 г., поступило официальное сообщение о запуске первых двух трастовых фондов, которые помогут Украине повысить свою обороноспособность. Первый из них касается логистики и стандартизации, а второй — медицинской реабилитации. Трастовые фонды созданные в 2016 году предполагают доставку новейшего оборудования для контроля над воздушным пространством и улучшения системы кибербезопасности.

Эксперты предполагают, что системы по контролю над авиационными перемещением помогут Украине возместить потери в этой сфере, понесенные из-за аннексии Крыма.

По словам директор офиса связи Североатлантического Альянса в Украине Александра Винникова, реализация каждого из фондов будет приближать украинских военных к стандартам НАТО. Первые два касаются усовершенствования логистики и стандартизации ВСУ, а также медицинской реабилитации украинских военных, получивших ранения во время проведения АТО. Александр Винников отметил, что проект НАТО в реформировании логистики украинской армии рассчитан на три года, а его стоимость будет составлять 4,1 млн. евро.

Трастовый фонд по медицинской реабилитации рассчитан на два года. Его бюджет составит 2,25 млн. евро. Он предполагает организацию протезирования раненых военнослужащих, закупку необходимого оборудования, а также общее улучшение возможностей медицинского обеспечения Украины.

«13 украинских военнослужащих уже получили помощь в виде медицинской реабилитации и закупки протезов. Профинансированы 4 визита экспертов и 11 мероприятий для повышения квалификации украинских специалистов», – отметил Александр Винников.

Однако, эксперты отмечали, что в начале работы трастовых фондов было немало проблем, связанных в большей степени с бюрократическими процедурами в украинских ведомствах.

«Что касается наполнения трастовых фондов, то тут также не хватало эффективного управления ожиданиями, поскольку в отдельных украинских ведомствах рассчитывали на предоставление конкретной материально-технической помощи, тогда как некоторые страны-члены решили потратить свой вклад преимущественно на консультативно-совещательную помощь и командировки своих представителей»? – пишет Алена Гетьманчук для «Украинской правды».

Учитывая, что основную помощь НАТО (и как следствие страны-члены ЕС) готовы предоставлять именно в рамках трастовых программ (что не отменяет двухсторонних контактов, разумеется), то урегулирование всех бюрократических процедур, и скорейшее налаживание механизма получения помощи во всех её формах выглядит единственным правильным вариантом для украинских властей. Отметим, что в экспертном поле присутствует мнение, что предыдущий премьер-министр Украины Арсений Яценюк сделал недостаточно для интеграции Украины в НАТО.

 

Таким образом, военная доктрина Украины и проблемы коллективной безопасности стран ЕС имеют общие точки соприкосновения. «Горячие точки», которые существуют в Европе, вызывают большую обеспокоенность о стороны ЕС. Наличие специальных Миссий ЕС (в частности EUBAM, которая занимается в частности урегулированием конфликта в Приднестровье) повышают вероятность мирного решения конфликтов, а конкретная военная/экспертная/материальная помощь украинским вооруженным силам позволит реформировать ВСУ в кратчайшие сроки и с применением новейшего опыта. Что касается политического вопроса выбора курса на интеграцию в структуры НАТО и участия в иных формах поддержания мира и стабильности в Европе, то здесь в большей степени играют два фактора: решительность и готовность украинских властей следовать уже подготовленным и действующим документам, и готовность стран ЕС оказывать помощь Украине.