Поправки к бюджету: экономика должна быть экономной

От принятия поправок в бюджет-2015 зависит предоставление помощи от основного кредитора нашего государства  – МВФ.

 

Проект, разработанный правительством, предусматривает увеличение доходов государственного бюджета на 22 млрд грн (из-за инфляции и девальвации) и расходов на 35 млрд гривен (из-за увеличения субсидий на ЖКХ, помощи переселенцам и сумм на обслуживания госдолга в связи с девальвацией). В связи с этим будет увеличен дефицит государственного бюджета с 3,7% до 4,1% от ВВП.

 

 


 

Бюджет пересчитан по среднему курсу гривни в 21,7 доллара (первый вариант – 17 грн./долл.). Бюджетными изменениями рассчитано увеличение прогнозируемой инфляции по результатам года в два раза, до 26%.

 

Напомним, что для принятия поправок в бюджет необходимо 226 голосов. У «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» вместе   232 депутатов. Еще 31 голос, возможно, будет от фракции «Самопомощи», 21 – от фракции Радикальной партии, которые пока что не заявляли о своей позиции по этим поправкам.

 

Кабинет Министров предлагает сэкономить бюджетные деньги за счет пенсий государственных служащих. В соответствии с изменениями к Налоговому кодексу, пенсии работникам контролирующих органов не выплачиваются в случае, если они продолжают работать в указанных органах.

 

Кроме того, планируется отменить одноразовую помощь их семьям в размере зарплаты за десять лет в случае гибели, а также одноразовую помощь в случае причинения работнику этих органов тяжких телесных повреждений или повреждений средней тяжести. Могут лишиться пенсии и работающие пенсионеры налоговой и таможни, а также помощники народных депутатов, служащие Национального банка, судмедэксперты и дипломаты.

 

Экономить намерены именно на работающих депутатах-пенсионерах, судьях-пенсионерах и министрах-пенсионерах. Предлагается лишить пенсий работающих народных депутатов, работников прокуратуры, судей, министров и остальных госслужащих, которые достигли пенсионного возраста.  Пенсии же остальных работающих пенсионеров могут уменьшиться на 15%. Напомним, что Верховная Рада ранее решила снимать 15% – налог с пенсии выше 3654 гривен.

 

Что касается будущих пенсионеров, то в соответствии с изменениями к закону о пенсионном обеспечении, предлагается начислять пенсию, исходя из средней зарплаты за 2012-14 гг. В соответствии же с нормой действующего закона, пенсия начисляется, исходя из средней заработной платы за три года, предшествующих обращению за пенсией. Предлагается, к тому же, повысить пенсионный возраст для женщин, работающих на подземных работах, а также на работах с особо тяжелыми или вредными условиями труда, до 50 лет, а также общего страхового стража для выхода на пенсию до 20 лет для женщин и до 25 лет для мужчин, «вредного» – 10 лет для женщин и 7,5 лет для мужчин.

 

При этом Кабмин намерен сохранить нынешний возраст выхода на пенсию для женщин, работающих на подземных работах и вредном производстве, рожденных до 28 февраля 1970 года, повышая его на полгода для рожденных с 1 марта 1970 года до 31 августа 1970 года, с 1 сентября 1970 года по 28 февраля 1971 года и так вплоть до 28 февраля 1975 года. Также предлагается поднять общий страховой стаж и пенсионный возраст представителям ряда профессий, которые работают в АПК. В частности, речь идет о трактористах – машинистах, занятых на производстве сельхозпродукции, общий стаж работы которых увеличили до 30 лет. В то же время пенсионный возраст женщин-трактористов повышают до 55 лет.

 

Юлия Тимошенко назвала правительственные поправки глубоко асоциальными и непрофессиональными, и заявила, что её команда профессионально подготовила для правительства изменения в бюджет. И, если не будут услышаны их предложения об индексации зарплат и пенсий на уровень инфляции, которые являются реалистичными и правильными, они не поддержат изменения в бюджет. «Правительство предлагает исправить ситуацию в стране за счет нового повышения налогов и за счет сокращения пенсий и расходов на образование. Вместо того, чтобы поднимать экономику, стабилизировать ситуацию, снова сокращаются доходы людей и увеличиваются налоги. Это – путь в никуда!», –  заявила Юлия Тимошенко.

 

«Инфляция, которая связана с падением гривны, существенно снизила доходы людей, и сейчас индексация – это единственный ответ, который мы должны сделать», –  резюмировала политик.

 

По её словам, «Батькивщина» видит восемь конкретных источников, которые позволят пополнить бюджет и компенсировать индексацию: отмена налоговых льгот для олигархов и монополий, увеличение рентной платы за транспортировку нефти, газа и аммиака, налогообложение земель, которыми пользуются монополии, и охотничьих угодий.

 

На заявление Тимошенко Арсений Яценюк ответил, что настоящие реформы – это сокращение расходов и борьба с коррупцикй, а не повышение зарплат. «В понимании международных финансовых организаций, что такое реформы? Первое, это сокращение расходов. Второе, это сокращение дефицита «Нафтогаза Украины», потому что это пропасть. Ну и третье, это борьба с коррупцией. Вот это и есть те шаги, которые нужно делать. Кто-то думает, что реформа – это можно ничего не делать, и сразу повысятся зарплаты, пенсии, случится чудо. Чудес не бывает! Просто так сократить все налоги и увеличить все зарплаты и пенсии – это не реформы, это ложь и социальный популизм, который продолжался 23 года», – сказал премьер-министр.

 

И добавил: «Мне бы хотелось быть премьером, который выходит и говорит: «Мы повысили зарплату на 20%, пенсии – на 30%, рабочие места – на 5 миллионов, процентные ставки – ноль». Возможно, когда-то такое время наступит, возможно, для другого премьера…».

 

Председатель фракции партии «Оппозиционный блок» Юрий Бойко считает, что увеличена доходная часть бюджета за счёт увеличения тарифов и рентных платежей. Установлены дополнительные пошлины на границе, то есть будет рост цен. А самое главное, что заложена инфляция на уровне 25 процентов. При том, что нет индексации зарплат и пенсий. Политик отмечает, что это очень серьезный удар по кошельку каждой человека.

 

Министр социальной политики Украины Павел Розенко отмечает, что, несмотря на тяжелые дискуссии с международными партнерами, правительство придерживается этих позиций и в проекте бюджета будет зафиксировано увеличение прожиточного минимума и минимальных зарплат на 13 процентов – с первого декабря 2015 года.

 

 Напомним, что сам бюджет-2015 в его первом варианте был принят парламентом в ночь на 29 декабря, при этом прозрачность процесса его одобрения, как и процедура голосования, вызвали немало вопросов уже тогда.

 

Виктор Небоженко, политолог, прогнозирует, что мы увидим душераздирающие выступления депутатов, кто-то будет посыпать себе голову пеплом, но, в принципе, насколько я знаю, Верховная Рада, Кабинет министров и Порошенко едины в том, чтобы набрать голоса на прохождение бюджета. А это – главное. По словам эксперта, может быть, документ будет принят не с первого раза, но в течение двух-трех дней это состоится.

 

Владимир Фесенко считает, что это естественно: решения будут вызывать критику, в том числе, внутри коалиции. Основная критика, уже традиционно, будет идти со стороны малых членов коалиции – Батькивщины, Самопомочи, Радикальной партии. Олег Ляшко, прогнозирует политолог, будет ударной эмоциональной силой. Но в целом две главные фракции коалиции, которые действуют в последнее время достаточно солидарно, проголосуют за бюджетные изменения. А вот с тремя малыми фракциями будут проблемы. Вопрос – в полном ли составе они проголосуют против, или найдутся депутаты, которые поддержат бюджетные изменения, как впрочем это было и с первым вариантом бюджета. Эксперт считает, что будет идти сейчас работа, чтобы голосов хватило. 

 

Таким образом, бюджет предусматривает увеличение расходной части для сокращения государственного долга (на 21,5 миллиардов), помощь переселенцам из зоны АТО (2,9 млрд), субсидий для повышения тарифов (12,5 млрд), для содержания дипломатических ведомств и военных атташе в связи с курсом (1,3 млрд), для детской онкологии, закупки гемодиализа, мамографов (0,4 млрд), поддержка АПК и расходы местных бюджетов в связи с реформой, предусматривающей децентрализацию (по 0,3 млрд), погашение задолженности перед шахтёрами займёт 0,2 млрд, а реализация программ по сотрудничеству с ЕС – 0,4 млрд. Эти мероприятия планируется провести за счёт сокращений трансферта Пенсионному фонду в 3,9 млрд, сокращения расходов на реформу образования в 0,3 млрд и других сокращений расходов (0,2 млрд).

 

Безусловно, что эти поправки необходимы, поскольку являются условием предоставления кредита от МВФ. В условиях девальвации гривны и экономического спада, проведения АТО Украине нужно сбалансировать собственный бюджет.

 

Необходимые меры непопулярны и половинчаты, поскольку «пояса затягивают» как всегда не те, кому следовало бы.

 

Однако критиковать – легче всего. Деструктивно критиковать – ещё легче. Если бы наша оппозиция была конструктивной, а не ударялась в популизм, то, возможно, у нас были бы альтернативные варианты правительственным решениям. Возможно, что именно принятие поправок в бюджет станет поводом для распада коалиции. К сожалению, как всегда, парламент выступает как олигархическая клика, но не как политический орган власти. «Бюджетный» спектакль постоянно повторяется, только актёры играют неубедительно.

 

Ксения Селина