Порты Дунайского бассейна Украины: перспективы развития

Морские порты Дунайского бассейна Украины являются важной частью портовой инфраструктуры Украины. Несмотря на значительные трудности, они демонстрируют позитивную динамику роста по результатам первой половины января текущего года.

Три украинских морских порта на Дунае суммарно переваливают 4,7% от общего грузооборота в украинских морских портах.

 

Рост грузооборота портов Дунайского бассейна

Морские порты Дунайского региона в первой половине января 2018 года нарастили грузооборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в пять раз, или на 256 тыс. тонн – до 316,5 тыс. тонн. Об этом сообщает пресс-служба ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ).

По данным АМПУ, самый крупный порт – Измаильский – увеличил грузооборот почти в пять раз – до 252,75 тыс. тонн, Ренийский порт – в три раза, до 63,51 тыс. тонн.

Измаильский порт

«Таких результатов в начале года Дунайским портам удалось достичь благодаря наличию стабильной грузовой базы, а также хорошим погодным условиям – отсутствие льда на реке позволяет осуществлять судоходство согласно потребностям», — отметили представители АМПУ.

Что касается показателей по итогам 2017 года, то Измаильский порт в прошлом году сократил грузооборот по сравнению с 2016 годом на 10,3% (до 5,097 млн. тонн), Ренийский порт увеличил грузооборот на 15,7% (до 1,124 млн. тонн), Усть-Дунайский увеличил грузооборот в 2,1 раза (до 54,2 тыс. тонн).

 

Государственное регулирование портовых сборов

В сентябре 2017 года Кабинет министров принял постановление, которое предусматривает снижение ставки портовых сборов до 20% и сокращение доли отчисления чистой прибыли ГП «АМПУ» в государственный бюджет с 75% до 50%. Указанные изменения вводятся с 1 января 2018 года.

Правда это положение не касается трех дунайских портов: Усть-Дунайска, Измаила и Рени.

«В соответствии с предложением АМПУ, в новой методике предлагается предусмотреть возможность пересмотра портовых сборов раз в пять лет. А так как такая методика вообще внедряется в Украине впервые, в ней также будет предусмотрена возможность первые три года пересматривать ставки портовых сборов ежегодно», – подчеркивает руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс в интервью ЦТС.

Райвис Вецкаганс, руководитель АМПУ

В остальных морских портах снижение портовых сборов может привести к позитивным экономическим эффектам, но только в среднесрочной перспективе. Также, по мнению экспертов, подобные решения должны быть диверсифицированы, в частности порты Азовского моря могут получить дополнительные преференции в связи со сложной политической ситуацией и трудностями, с которыми связана навигация через Керченский пролив.

 

Проблемы с каналом и перспективы роста грузоперевозок

Ещё в 2004-2007 гг. был построен глубоководный канал Дунай – Черное море через устье Быстрое. Он являлся альтернативой румынским каналам (Канал Дунай – Черное море, Сулинский канал) и составлял для них значительную конкуренцию, так как стоимость прохода по украинскому каналу ниже румынских на 40%.

Судоходство на Дунае связано с трудностями и постоянными работами по поддержанию необходимых глубин в каналах

Тем не менее, в настоящее время есть немало проблем связанных с этим гидротехническим объектом. Прежде всего – это обмеление, которому он подвержен.

Увеличение проходных глубин позволит более полно использовать возможности украинских портов на Дунае.

В Измаильском порту

По мнению депутата Одесского областного совета Юрия Маслова грузооборот портах может вырасти в разы:

«Если на сегодняшний день грузоперевалка в год на Измаильском порту составляет 4,5-5 млн. тонн, то в случае введения нового канала грузооборот можно увеличить в 2 раза. Если говорить об Усть-Дунайском порте, то сегодня – 25 тыс. тонн, а в перспективе – 3-4 млн. тонн грузов. Грузооборот Ренийского порта – почти 1 млн. тонн грузов, а еще в советское время порт переваливал 11-12 млн. тонн грузов. Простой пример: сегодня Бессарабия производит 1 млн. тонн зерна, который разбивает дороги на пути в порты «Южный» и «Черноморск»».

 

Украина принимает участие в целом ряде совместных с ЕС проектов направленных развитие Дунайского региона. В марте 2017 года Украина присоединилась к содружеству стран, нацеленных на развитие экономически выгодных регионов, с целью получения всеобщего развития судоходства реки. С другой стороны, украинская сторона не имеет четкой поэтапной политике для развития морских портов в данном регионе. Т.н. малые порты, очевидно, вскоре будут приватизированы, что может дать дополнительный стимул для развития этой отрасли с приходом частного инвестора.

Дноуглубление возле порта Рени

Также важно использовать все возможные резервы для государственной поддержки морских портов данного региона. В прошлом году Украина стала третьей страной в мире по объему принятых инвестиций от Европейского банка реконструкции и развития (суммарное финансирование ок. 800 млн. евро).

Конструктивное участие в международных проектах и разумная приватизация может только повысить вероятность прихода крупного инвестора в украинское Придунавье.