Проблемы и перспективы реформы высшего образования в Украине

В 2014 году был принят перспективный план развития украинской высшей школы, а также Закон «О высшем образовании». Проект Концепции развития образования Украины на период 2015-2025 годов подготовлен экспертной группой при Министерстве образования и науки, созданной в июле 2014 года. Авторы документа подчеркивают, что проект Концепции развития образования Украины на период 2015-2025 годов – открытый документ, предназначенный для свободной дискуссии с участием всех заинтересованных лиц и институтов.


Авторы ещё год назад обратились к участникам обсуждения с предложением высказывать максимально конкретные предложения. После общественного обсуждения и доработки проекта экспертной группой Концепция должна стать основой для Дорожной карты образовательной реформы.

 

Тенденции развития высшего образования в Украине в годы независимости

Украинское образование – один из крупнейших секторов общества, в котором работают и получают образование услуги около 9 млн. человек. Украина унаследовала от СССР мощную разветвленную образовательную систему с передовой на то время инфраструктурой.


«За годы независимости фактически происходило экстенсивное использование материально-технических, кадровых и организационных ресурсов предыдущей системы, и приспособление их к потребностям независимого государства, – отмечают авторы проекта «Концепции развития образования Украины на период 2015-2025 годов» в преамбуле к документу.


Несмотря на тревожные симптомы в системе высшего образования в Украине, за годы независимости можно констатировать значительное увеличение количества студентов и самих вузов. Данная тенденция проходила параллельно с уменьшением общей численности населения Украины.


Количество вузов 3-4 уровня аккредитации выросла за период с 1991 по 2013 гг. со 149 до 325. Количество студентов, которые получали высшее образование в вузах 1-4 уровней аккредитации, выросло за этот же период с 1 млн. 615,4 тыс. до 2 млн. 52,7 тыс. человек. Разумеется, что часть вузов не отвечала требованиям и предоставляла услуги крайне низкого уровня. Кроме того, коррупция в системе высшего образования достигла больших масштабов, что также сказалось как качестве образования, так и на мотивации студентов и преподавательского состава вузов.


«В том, что «лишние» вузы надо позакрывать, верили и верят, наверное, все работники государственных и национальных вузов, а также большая часть общества. Из моих наблюдений в некоторых государственных вузах долгое время бытовало мнение, что все частные вузы надо «позакрывать», поскольку они якобы не дают качественного образования. Сейчас, после того, как было закрыто как минимум 70 «некачественных» учебных заведений, следует ожидать, что общее качество высшего образования в Украине улучшится? И почувствовали те заведения, что остались, усиление притока абитуриентов? Не думаю, что они его заметили, особенно учитывая то, как вырос отток наших абитуриентов за рубеж и как много выпускников школ не «прошли» порог ВНО», – считает кандидат исторических наук, доцент Елена Панич.

 

Реформа высшего образования: основные приоритеты

Основными приоритетами реформы системы высшего образования в Украине, согласно Концепции, станут следующие пункты, которые касаются самого процесса обучения, гармонизации украинского и мирового опыта в области высшей школы.


В частности в Концепции идется о том, чтобы:


1.3.1. Обеспечить исполнение Закона «О высшем образовании» – переход к трехстепенной системе высшего образования в 2014-2016 гг.


1.3.2. Перейти на трехлетний бакалавриат в год первого выпуска 12-летней школы и предусмотреть в университетах «нулевой» курс для лиц, которые получили полное общее среднее образование за другим профилем.


1.3.3. Перейти к двухлетней магистратуры в год первого выпуска трехлетнего бакалавриата.


1.3.4. Перейти в новый перечень специальностей подготовки специалистов с высшим образованием всех ступеней с 2016 года, максимально приблизив его к Международной стандартной классификации образования и ограничить количество специальностей 60-80.


1.3.5. Ввести с набора 2017 года образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста в системе профессионального образования (как высший уровень), предусмотрев возможность его интеграции со ступенями высшего образования.


1.3.6. Легитимизировать с 2016 года в системе среднего, профессионального и высшего образования признание компетенций и квалификаций, полученных путем неформального, информального образования и практической деятельности.


1.3.7. Создать материально-технические и организационные условия для формирования образовательно-научных кластеров (на базе вузов), в которых фундаментальная наука должна поддерживаться прикладными исследованиями.

 

Реформа высшего образования невозможна без кадровой реформы

Реформа высшего образования невозможна без кардинального обновления профессорско-преподавательского состава украинских вузов. В Концепции пять пунктов посвящены именно подготовке кадров высшей школы.


4.2.1. Отобразить до 2017 года в нормативных документах системы (внутреннего и внешнего), обеспечение качества требования относительно научного и профессионального профиля современного преподавателя-исследователя.


4.2.2. Разработать до 2016 года совокупность принципиально новых моделей повышения профессиональной квалификации преподавателей, которые основываются на поливариантности схем организации и содержания обучения, фокусе на осуществлении включенных в формах и продвижение лучших образовательных практик.


4.2.3. Ввести в течение 2015-2020 годов комплекс мер, направленных на системное поощрение научной и профессиональной активности преподавателей, их академической мобильности (международной и внутренней), расширение практик творческих отпусков и стажировок (в т.ч. за рубежом).


4.2.4. Добиться к 2020 году поэтапного введения участия иностранных преподавателей в учебном процессе украинских университетов (15% к 2017, 30% к 2020), освоение отечественными преподавателями новейшими интерактивными, индивидуализированными, командными учебными и проектными технологиями.


4.2.5. Добиться построения к 2020 году академической среды с системой формализованных и неформализованных ценностей и культуры, ориентированных на качественно иной профессиональный этос в высшей школе.

 

Децентрализация и дерегуляция

Кроме уже вышеописанных нововведений в системе высшего образования, планируется реорганизовать систему управления, финансирования и менеджмента образования путем децентрализации, дерегулирования, внедрения институциональной, академической и финансовой автономии учебных заведений, соблюдения принципа ответственности учебных заведений за результаты образовательной и воспитательной деятельности.

 


 


В системе управления планируется уменьшить количество заполняемой документации и четко определить права и обязанности региональных/местных органов управления образованием. Также в планах введение электронного управления. Это подразумевает создание новой интегрированной базы данных. В частности Концепция предусматривает создание унифицированной интегрированной общенациональной (общегосударственной) интерактивной базы данных «Образование Украины», которая должна будет размещаться на серверах в Украине, которая будет включать единый реестр получателей образовательных услуг и единый реестр поставщиков образовательных услуг – учебные заведения, преподаватели, администрация (требует изменений в законодательстве).


В процессе изменения подхода к менеджменту высших учебных заведений планируется ввести сквозное электронное управление (e-management) с помощью защищенных и сертифицированных систем передачи данных на всех уровнях образовательной системы. Срок реализации нововведения – 2019-2020 гг.


В сфере финансирования авторы концепции предлагают уйти от принципа содержания учебных заведений государством и начать формировать их бюджеты, исходя из численности желающих в них учиться. Также в планах привлекать к финансированию образования частных инвесторов. Законодательные условия для этого планируют создать до конца 2017 года. Предпринимателям обещают налоговые льготы, специальные программы кредитования и упрощенную процедуру получения разрешения на землю. При этом учебным заведениям предлагается дать полную свободу распоряжаться своими финансами.


Насколько эти реформы реальны? По мнению стипендиата программы Фулбрайт, историка Елены Панич путь к академической свободе украинских вузов не легкий.


«Путь к академической свободе высшей школы у нас нелегкий. Он требует изменения стандартов образования, а это дело не одного дня. Пока что решения, которые должны стимулировать академическую свободу, свелись к тому, что кредитно-модульная система в ее «табачниковской» интерпретации была отменена, и объявлено, что все предметы, которым учат в вузах, теперь не должны считаться обязательными, так как образовательные стандарты имеют рекомендательный характер», – считает эксперт.

 

 

Таким образом, реформа системы высшего образования призвана приблизить украинскую систему к западной путем унификации образовательных циклов, упростить механизм управления системой образования, а также предоставить вузам большую самостоятельность, в том числе финансовую. 

 

Станислав Кинка