Речные пассажирские перевозки в Украине: прошлое, настоящее и будущее

Глобальные круизные поездки продолжают расти стабильными темпами по всему миру. Международная ассоциация круизных линий (CLIA) прогнозирует, что в течение этого года 25,8 млн. пассажиров отправятся на круизных судах в путешествия, что на 1,1 млн. больше, чем в прошлом году. Большинство тех, кто пользуется круизами – граждане США, но и в ЕС количество тех, кто выбирает круизы велика.

В странах ЕС популярность использования речного транспорта для транспортировки грузов и пассажиров обусловлена его относительно низкой стоимостью, большей эффективностью и важной экологической составляющей речных перевозок. По информации Международной ассоциация круизных линий европейские круизы (без Средиземноморья) занимают 11,1% мирового рынка.

Круизы довольно популярны в странах Северной Америки и Западной Европы

В Украине ещё в начале 1990-х годов сохранялся большой потенциал для развития перевозок по рекам, причем в сфере грузоперевозок процент речной навигации был весьма велик. В начале 1990-х гг. водными путями переправлялось порядка 66 млн т в год, сейчас же этот показатель сократился до 4,2 млн т. в год. Показатели речных перевозок сократились ещё больше. Фактически только в последние годы активизируются речные круизы международного характера с заходом в речные порты Украины и локальные речные круизы.

Стоит отметить, что маржинальность такого вида бизнеса как круизы не очень высока. В среднем пассажир круизных судов приносил доход в размере 1 779 долларов США, но при этом расходы на одного пассажира также высоки, средняя прибыль составила лишь 226 долларов в 2015 году.

 

Институциональные условия для развития пассажирских перевозок по рекам Украины

Основными препятствиями для развития речного судоходства в Украине является несоответствие законодательной базы, существующей еще с 1961 года, современным требованиям. Несовершенство украинского законодательство, которое делает перевозку грузов и пассажиров по рекам нерентабельным и чрезвычайно зарегулированным предприятием.

Речные пассажирские перевозки в Украине падали до 2017 года

В таких условиях возникновение пассажирских линий произходит не благодаря действиям властей, а вопреки и как частная инициатива коммерческих перевозчиков.

«Проект пассажирских перевозок по Днепру и Южному Бугу для компании (имеется ввиду компания «Нибулон», которая базируется в Николаеве – авт.) является частью программы корпоративной социальной ответственности, поэтому цены на билеты рассчитаны без учета прибыли. Иначе водные путешествия по реке были бы дороже, чем на автобусе, потому что сейчас из-за алогичного украинского законодательства и вопреки здравому смыслу перевозки грузов по воде дороже, чем по железной дороге», — отметил генеральный директор компании «Нибулон» Алексей Вадатурский.

 

Речные круизы: Днепр и Дунай

В расписании речных круизов на нынешний год по украинским рекам есть сразу несколько маршрутов. Теплоход «Генерал Ватутин» осуществляет регулярные круизы по маршруту Киев-Одесса разной длительности, от 8 до 12 дней. Официальный сайт туроператора указывает, что в летнюю навигацию запланировано всего четыре подобных круиза.

В текущем году впервые был совершен круиз, который связал две крупнейшие реки Украины: Днепр и Дунай. Пассажирский теплоход «Принцесса Днепра», принадлежащий украинской туристической компании, впервые совершил комбинированные круизы с Днепра на Дунай. Согласно заявленному расписанию, в ходе 12-дневного круиза судно, после отправления из Киева, сделает остановки в Запорожье, Херсоне, Одессе, Измаиле, Вилково и румынской Констанце, откуда туристов доставят в Бухарест.

Речной круизный лайнер в Одесском порту, сентябрь 2017 г.

За 12-дневное путешествие на судне типа река-море придется раскошелиться в размере от 650 до 1 200 евро за одного человека, в то время как раннее бронирование на средиземноморские круизы в странах ЕС стартует от 300 евро.

Речной круизный лайнер в одесском порту, сентябрь 2017 г.

В начале сентября это судно уже в девятый раз за навигацию 2017 года пришвартовалось к причалу одесского порта.

«По информации директора агентирующей компании «Лондон Скай» Константина Личикаки, на борту теплохода 185 пассажиров, в основном швейцарцы и немцы, но есть и туристы из далекой Бразилии. Он уточнил, что это девятый визит речника в Одесский порт за нынешнюю навигацию. Изначально планировалось 10 заходов, но так, как популярность круиза растет, решено добавить одиннадцатый», – сообщают в пресс-службе администрации Одесского морского порта.

Как отметила Эльвира Лещинская, начальник отдела туризма и евроинтеграции администрации Одесского порта, других заходов морских пассажирских судов до конца этого года и в следующем, 2018 году, пока не предвидится.

 

Пассажирские перевозки по рекам: в лидерах Николаев

Помимо круизных речных линий в Украине есть большой потенциал для внутренних пассажирских перевозок. Речная навигация на крупнейших реках Украины возможна на протяжении большей части года, а особенна интенсивна в летние месяцы, так как большое число жителей Киева и средней полосы Украины могут добраться реками (в частности по Днепру) до южных морских курортов и крупных областных центров – Николаева и Херсона.

В мае текущего года небольшие суда («ракеты») компании «Нибулон» связали Николаев и Вознесенск, а затем Новую Каховку, Херсон и Голую пристань.

Пассажирские суда, которые осуществляют перевозки по Днепру, 2017 г.

«Возрождение пассажирских транспортных перевозок вызвало настоящий ажиотаж в Украине, особенно в городах, расположенных по Днепру и Южному Бугу. Украинцы хотят не только быть, но и чувствовать себя европейцами – и получать качественные услуги и возможность путешествовать», – подчеркнул представитель местной администрации во время открытия одного из регулярных речных маршрутов в Херсонской области.

Пассажирские суда, которые осуществляют перевозки по Днепру, 2017 г.

В настоящее время регулярные речные маршруты существуют только по четырем направлениям: Херсон-Голая Пристань (25 км), Новая Каховка-Херсон (60 км), Вознесенск-Новая Одесса-Николаев (90 км), Николаев-Очаков-Кинбурнская коса (100 км). Кроме того издание «Фокус» отмечает, что есть туристические маршруты Киев-Канев (140 км.) и Киев-Припять (120 км), и Каменец-Подольский-Хотин-Новоднестровск (150 км.)

Карта регулярных речных маршрутов в Украине

Развитие речных пассажирских перевозок, которые в текущем году активизировались в Украине обнажают и ряд проблем: отсутствие современной речной инфраструктуры (причалы, речные пассажирские вокзалы и проч.), сложность формирования тарифа на речные перевозки.

В сложившихся условиях развитие пассажирских перевозок и круизов по украинским рекам зависит от целого ряда факторов, первоочередными из которых является приведение законодательства Украины к стандартам ЕС, повышение конкурентного потенциала пассажирских перевозок, что сопряжено не только с усилиями отдельных частных компаний, но и разработкой и внедрением региональных и общеукраинских программ по стимулированию речных перевозок.

Ця публікація  була підготовлена в рамках проекту «Просування реформ в регіони» за сприяння Європейського Союзу. Зміст цієї публікації є виключною відповідальністю сайту і жодним чином не відображає точку зору Європейського Союзу.

rfr_logo