В настоящее время ЕС все больше внимания уделяет трансграничному сотрудничеству, в том числе между приграничными регионами стран-членов ЕС и соседними государствами. Одним из основных механизмов реализации региональной политики Европейского Союза на местах являются Еврорегионы.
Еврорегион является европейской формой международной интеграции, основанной на тесном сотрудничестве двух или нескольких территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседствующих государств Европы. Создание Еврорегиона позволяет его участникам одновременно и параллельно развиваться в направлении одинаковых европейских стандартов, создавать совместные экономические структуры, развивать приграничную торговлю, реализовывать различные проекты в области туризма, экологии, спорта и культуры. В пределах Еврорегиона могут быть практически устранены таможенные барьеры и препятствия для перемещения рабочей силы.
Еврорегион «Нижний Дунай»: история и перспективы.
Еврорегион «Нижний Дунай» как форма трансграничного сотрудничества между соседними административно-территориальными образованиями Украины, Румынии и Молдовы был создан 14 августа 1998 года. На сегодняшний день в его состав входят Одесская область (Украина), уезды Брэила, Галац, Тульча (Румыния), районы Кагул и Кантемир (Молдова).
В организационную структуру Еврорегиона входят:
– Совет Еврорегиона – высший орган управления (девять человек – по три от каждой стороны);
– председатель Еврорегиона;
– вице-председатели Еврорегиона (два человека);
– комиссии по сферам деятельности (девять);
– координационный центр.
Создание Еврорегиона «Нижний Дунай» имело целью разрешение следующих задач: достижение гармоничного и сбалансированного развития экономической деятельности в приграничных регионах наших стран; развитие общей системы европейских ценностей; решение ряда вопросов и проблем в сфере охраны окружающей среды; обеспечение соответствующего уровня занятости и социальной защиты населения; улучшение качества жизни в наших регионах; осуществление шагов по интеграции транспортной инфраструктуры между странами – участницами «Нижнего Дуная» в единую сеть европейских транспортных коридоров; формирование единого культурного пространства в Придунавье; решение ряда вопросов по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.
В 2001 году Еврорегион «Нижний Дунай» стал членом Ассоциации европейских пограничных регионов. Во время председательства Одесской области, Еврорегион был награжден специальным призом организации «Парус Папенбурга», как наиболее динамично развивающийся регион Европы.
В марте 2009 года, в румынском Галаце, Еврорегион был преобразован в Ассоциацию трансграничного сотрудничества «Еврорегион Нижний Дунай» и получил статус юридического лица. В рамках существования еврорегиона были реализованы следующие программы: TACIS «Бизнес – инфраструктура Одесской области», «Предотвращение чрезвычайных ситуаций и защита от наводнений в Еврорегионе», оказана помощь Фонду поддержки предпринимательства в Измаиле и др.
– Сотрудничество в регионе «Нижний Дунай» можно считать одним из самых успешных. Я считаю, что это закономерно, так как наши страны соединены общими традициями. Особенно это проявляется в приграничном районе. Хочу напомнить, что есть хорошие новости. Такой новостью является подписание договора о приграничном передвижении. Мы надеемся, что подписание договора будет способствовать развитию динамики наших отношений, – отметил Думитру Керики, советник по экономике Генерального Консульства Румынии в Одессе во время открытия выставки «Нижний Дунай» в Одесском историко-краеведческом музее в мае 2014 года.
Сотрудничество в экономической сфере.
Еврорегион «Нижний Дунай» имеет весьма неплохие стартовые показатели для успешного экономического сотрудничества. Он занимает площадь 53,55 тыс. кв. км с населением более 3.8 млн. человек. Однако как подчеркивает Анастасия Миронова, заместитель директора департамента внешнеэкономической деятельности и европейской интеграции Одесского областной администрации, развитие сотрудничества в еврорегионе далеко не всегда в сфере экономики и политики достигает уровня межкультурного сотрудничества.
Среди факторов, которые препятствуют полноценному экономическому взаимодействию, аналитики Национального института стратегических исследований при президенте Украины выделяют следующие:
– традиционная периферийность приграничных территорий, усугубляемая упадком перерабатывающей и пищевой промышленности со стороны Украины;
– последствия экономического кризиса 2008-2009 гг., вследствие чего в сфере экономики стала преобладать сфера услуг (торговля, финансовое посредничество, транзит товаров).
В связи с этим использование выгодного географического положения невозможно без значительных денежных инвестиций в инфраструктуру региона. Наличие трех портов (Рени, Измаил, Усть-Дунайский) является важным фактором экономического и трансграничного сотрудничества в экономической сфере, но высоких результатов пока невозможно добиться из-за низкой технологичности украинских портов и высокой изношенности инфраструктуры. Для полноценного использования всех возможных вариантов сотрудничества необходимо также комплексное развитие дорожной сетки. Строительство автомобильной трассы европейского уровня значительно увеличило бы пассажирооборот и перевозку грузов автомобильным транспортом, альтернативы которому в регионе практически нет. Проблему для украинской стороны составляет и тот факт, что часть автомобильных дорог проходит вблизи границы или же по территории сопредельных государств.
В целом экономическое сотрудничество в Еврорегионе «Нижний Дунай» должно учитывать различную специализацию административных единиц трех стран. Основной промышленный, индустриальный потенциал Одесской области расположен в отдалении от Дуная, большая часть Бессарабии представляет собой территорию, где преобладает сельское хозяйство, обрабатывающая и пищевая промышленность. В свою очередь Галац является важным индустриальным центром Румынии, остальные территории значительное внимание уделяют сельскому хозяйству и рыболовству. Молдавские районы, которые входят в регион «Нижний Дунай» имеют сельскохозяйственную специализацию, в частности там развито производство вина. Эти условия формируют соответствующие задачи для перспектив экономического сотрудничества административно-территориальных единиц трех стран в рамках единого Еврорегиона.
Таким образом, перспективным может стать дальнейшее углубление сотрудничества в сфере сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности, а также, возможно судостроения.
Сотрудничество в политической сфере.
Стоит отметить, что образования, подобные Еврорегионам, имеют определенную политическую самостоятельность.
– Их функционирование осуществляется на основе перераспределения власти между центральным правительством и приграничными сообществами, наделенными полномочиями самостоятельно регулировать свою деятельность и заключать межрегиональные трансграничные соглашения в соответствии с государственным законодательством, – отмечает политический эксперт Павел Аксенов.
Развитие трансграничного сотрудничества в рамках Еврорегиона осуществляется по следующим направлениям:
– разработка и согласование на межгосударственном уровне порядка упрощенного пересечения украинско-румынской государственной границы гражданами Украины, которые проживают на территории Еврорегиона «Нижний Дунай»;
– проведение демаркации государственной границы между Украиной и Республикой Молдова;
– увеличение количества пропускных пунктов на украинско-молдавском участке госграницы и обеспечение их соответствующего обустройства;
– содействие развитию приграничной торговли в рамках Еврорегиона «Нижний Дунай».
– одновременное развитие и стремление приграничных сообществ к общим европейским стандартам и ценностям.
При этом двухсторонние отношения между Украиной и Румынией до сих пор остаются неоднозначными. С одной стороны румынское правительство высказывается относительно безусловного признания территориальной целостности украинского государства, однако ряд политиков, часто выступает с высказываниями, обвиняющими украинскую сторону в ассимиляции и денационализации румынского меньшинства, проживающего на территории Украины, в частности компактно и на территории Одесской области. В 2012 году МИД Украины в очередной раз подняло вопрос о практике выдачи паспортов румынской стороной своим соотечественникам. Данный шаг был охарактеризован украинской стороной как недружественный.
Перспективы сотрудничества в сфере туризма, экологии и культуры.
Гораздо более гармоничны и успешны трехсторонние и двухсторонние отношения (Украина-Румыния, Украина-Молдова) в сфере культуры, развития туризма и защите окружающей среды.
В рамках Еврорегиона реализован проект «Придунайские озера, Украина. Постоянное возобновление и сохранение естественного состоянии экосистем». Осуществлен мониторинг озер и их водозаборов, создана соответствующая технологическая и техническая база, проведена подготовка местных специалистов согласно европейским стандартам. Разработаны практические рекомендации, для предупреждения возникновения экологических проблем в водах Придунайских озер и коммерческого рыболовства на озерах и рекомендации по развитию природоохранных территорий Еврорегиона «Нижний Дунай».
С 1998 года началось плодотворное украинско-румынско-молдавское культурологические сотрудничество по исследованию истории и культуры населения Нижнего Придунавья. За этот период собран обширный этнографический материал, издано немало научных исследований по данной проблематике. Хорошей традицией стало проведение этнических музыкальных фестивалей, семинаров, конференций, форумов, идеей которых является развитие культурного потенциала Еврорегиона.
Весной 2014 г. в Одессе, в рамках проекта ЕС «Развитие устойчивого туризма в регионе Нижний Дунай» состоялась конференция «Конкретные шаги по реализации Международного проекта «Развитие устойчивого туризма в регионе «Нижний Дунай» Украины, Молдовы и Румынии».
– Основными целями проекта является формирование эффективного использования имеющегося в регионе рекреационного потенциала, создание условий для формирования трансграничной сети туроператоров и развитие туристической отрасли региона, популяризация местных достопримечательностей, повышение инвестиционной привлекательности региона и т.д., – сообщает сайт Одесского городского совета.
В ходе конференции был презентован проект «Развитие устойчивого туризма в регионе Нижний Дунай», а также рассмотрены методы влияния на туристическую и инвестиционную привлекательность Еврорегиона в целом, и Одесскую область в частности.
– Программа трансграничного сотрудничества развивается согласно планам, ранее утвержденным. Структурные фонды (FP7) открыты, как и раньше. В настоящее время межпрограммый период, а открытие ряда программ ожидается в 2015 году; украино-молдавская программа Трансграничного сотрудничества откроется до конца текущего года. Наработки по сотрудничеству – это многолетние наработки и эта работа не прерывается, а продолжается в естественном темпе, – подчеркивает кандидат экономических наук, ученый секретарь Черноморского отделения Украинской экологической академии наук Олег Рубель.
Заключение.
Сотрудничество в регионе «Нижний Дунай» имеет для Украины в целом, и Одесской области, в частности, большое значение. Несмотря на то, что Еврорегион испытывает определенный недостаток финансирования, уже реализованы многочисленные проекты, а ряд находится на стадии реализации или разработки концепции. Стратегически важным для успешного сотрудничества в рамках Еврорегиона является разработка и имплементация четкой правовой базы международного сотрудничества.
Среди перспективных направлений развития Еврорегиона «Нижний Дунай» отметим инфраструктурные проекты, связанные в частности с обустройством паромных переправ и усовершенствований в портовой сфере, а также строительство новых автомобильных путей сообщения и реконструкцию уже существующих.
Однако, на сегодняшний день, большинство проектов, которые реализованы на территории Одесской области в рамках Еврорегиона «Нижний Дунай», связаны с экологией и имеют ограниченное применение. Общая сумма, затраченная на реализацию проектов в формате Еврорегиона, составляет более 11 млн. евро. Причем большую часть средств выделили именно европейские фонды. Это, в свою очередь, убеждает нас в том, что успех Еврорегиона в сфере экономик напрямую зависит от заинтересованности государства в международном сотрудничестве. С другой стороны, привлечение средств может проходить и за счет предпринимателей, которые заинтересованы как раз в расширении инфраструктуры и дорожной сетки в регионе.
Станислав Кинка