После падения Берлинской стены в 1989 году, некоторое время казалось, что границы и барьеры остались в прошлом Европы. Многие на континенте надеялись на новую эру интеграции и восприимчивости. Но этого не произошло. Вместо этого, различные обстоятельства привели Европу тому, что сейчас серьезно обсуждаются проекты строительства стены, чтобы обезопасить жителей Старой Европы от волны мигрантов.
Как венгры решили забить «окно в Европу» и они в этом не одиноки
В Венгрии правительство спешит завершить строительство 109-километрового рубежа колючей проволоки на границе с Сербией. Ирония заключается в том, что именно Венгрия открыла свои границы в 1989 году, став, таким образом, окном в Европу во время «бархатных революций» конца 1980-х гг.
Венгерское правительство надеется, что новый забор будет способен остановить поток мигрантов и беженцев, которые прибывают в Венгрию, следуя по своему маршруту далее на Запад. В этом году именно Венгрия стала форпостом стран Шенгенской зоны и точкой, где собираются тысячи беженцев с одной целью – проследовать далее в безопасные и богатые страны ЕС из транзитных Греции и стран Балканского полуострова.
Но, далеко не только Венгрия выступают за ужесточение политики с мигрантами, и закрывает свои границы. В начале этого года Болгария объявила свой собственный план по строительству пограничного забора, который в конечном итоге будет иметь длину в 100 километров на границе с южным соседом, т.е. Турцией. Однако, по мнению аналитиков агентства Reuters несмотря на такие шаги, мигранты и беженцы «по-прежнему въезжать в страну с небывалой скоростью».
В 2012 году Греция уже строила стену на границе с Турцией, правда длиной «всего лишь» 6,5 километров. Но, ни эти барьеры, ни иные меры, в частности на о. Эврос, не помогли избежать наплыва беженцев, которые достигали и достигают берегов Греции на лодках с турецкого берега, рискуя утонуть по пути.
Если обратить внимание на иные страны, то совсем недавно правительство Великобритании потратило 10 млн. долл. США на улучшение защитной инфраструктуры вокруг тоннеля под проливом Ла-Манш. В последнее время это направление привлекает большое количество мигрантов, которые стремятся попасть из материковой Европы в Великобританию. Ранее, в 2005 году, испанские анклавы в Марокко, Сеута и Мелилья также обзавелись серьезными барьерами, направленными против нелегальных мигрантов.
О стене говорят и в Украине
Защита от внешней угрозы вынуждает использовать антимиграционный опыт и Украину. Однако, укрепления протяженностью более чем в 1 200 километров (ряд экспертов приводят иные цифры в 2 000 километров, т.е. всю протяженность границы с Россией) и стоимостью в 250 млн. долл. США навряд ли возникнут в ближайшие месяцы. Украина испытывает весьма серьезные финансовые трудности, а подвижная линия разграничения позиций не дает возможность с уверенностью проложить цепь защитных укреплений, но строительство уже начато.
Начальник государственной пограничной службы Украины Виктор Назаренко сказал, что работы на Северном участке «стены» планируется завершить к 2018 году. После окончания строительства «стена» должна стать непроходимой ни для людей, ни для техники.
Помимо функции предотвратить проникновение на территорию Украины незаконных вооруженных формирований, подобный защитный комплекс призван не допустить на территорию страны контрабанду и пресечь наркотраффик.
«Необходимо продолжать строить хай-тек границы, чтобы предотвратить террористов, оружие и наркотики, поступающие с российской стороны», заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк касаясь пограничной службы.
О стене против России подумывают и в Эстонии. Границу в 70 километров с Российской Федерацией может «украсить» новая стена. Об этом пишет Адам Тейлор, обозреватель «Вашингтон Пост» по международным темам.
Станислав Кинка