Борис Яворский, судебно-медицинский эксперт, заведующий отделом Одесского областного бюро судебно-медицинской экспертизы, провел брифинг на тему: «2 мая: мифы и реальность. Сколько было жертв на самом деле. Как я с помощью социальных сетей развенчивал слухи и мифы».
Эксперт рассказал, что 2-3 мая прошлого года прошли для него кошмарно. Перед каждой общественной акцией в городе он нервничал, дергал коллег, товарищей. Но думал, что будет наплыв травмированных. То, что случилось, было кошмарным. Несколько дней судмедэксперты бюро провели на роботе, не покидая ее.
После событий 2 мая к Борису Яворскому было много самых разных вопросов, что сразу дать ответ на большинство из них, он написал отдельный текст, который опубликовал в интернете, в своем ЖЖ http://etherealstation.livejournal.com/.
По словам медика вопросы были как вменяемые, так и совершенно сумасшедшие.
Из-за массы обращений, в том числе от знакомых, он столкнулся с проблемой, как остаться человеком одновременно законопослушным и порядочным. Пришлось прилагать много усилий, чтобы совместить одно и другое.
Самый громкий и не имеющий ничего общего с реальностью слух – это то, что в подвалах одесского Дома профсоюзов были найдены сотни трупов. Его распространяли обе стороны, и промайдановская и пророссийская. Но, по словам Бориса Яворского, его коллеги, осматривавшие здание после пожара, ни одного трупа в подвале не нашли. Да и транспортировка такого числа убитых представляла бы большую проблему. Вывезти сотни трупов незаметно было бы просто невозможно. При том что Куликово Поле и до 2 мая и после находилось под пристальным вниманием самых разных людей.
Борис Яворский с уверенность говорит, что после массовых столкновений 2 мая на ул. Греческой и в Доме профсоюзов в бюро судебно-медицинских экспертиз было доставлено 48 тел погибших. Причиной смерти погибших в центре города стали огнестрельные ранения, люди из Дома профсоюзов умерли от отравления продуктами горения, от ожогов дыхательных путей, от травм тупыми предметами.
Люди с причиной смерти «травма тупым предметом» – это те, кто погиб от падения с высоты, когда те, кто находился в Доме профсоюзов, пытался спастись от пожара, выпрыгивая из окон здания.
Врач заметил, что, что травма от тупого предмета – это необязательно удар предметом. Это может быть и удар обо что-то. Подтвердить что людей добивали уже на земле, можно только обнаружив на их телах характерные травмы и характернее повреждения одежды. Ничего такого не было. Все имеющиеся травмы у погибших могли быть получены и при падении с высоты.
Недавно произошла утечка информации с данными судебно-медицинских экспертиз погибших 2 мая. Группа 2 мая обвинила в этом кого-то из сотрудников бюро судмедэкспертиз. На это Борис Яворский утверждает, что, распространенные из-за утеки информации данные не в полной мере соответствуют реальным и у него есть га это доказательства, которые он готов предоставить компетентным органам, но не может сделать публичными из-за необходимости соблюдать тайну следствия.
Мифы о событиях 2 мая Борис Яворский делит на две группы: технические и идеологические. К техническим он относит мифы о большем, чем 48 человек числе погибших, или о том, что люди в Доме профсоюзов погибли от отравления боевыми отравляющими веществами. Идеологические мифы говорят о причинах и последствиях столкновения. По мнению медика, одним из идеологических мифов является мнение, что события 2 мая предотвратили превращение Одессы в Донецк. Борис Яворский считает, что этот миф призван оправдать гибель людей. По его же мнению, 2 мая наоборот подтолкнуло противостояние на новый виток.
Насколько сложно было работать судмедэкспертам, говорит тот факт, что троих из погибших 2 мая Борис Яворский знал лично. Двух из Дома профсоюзов и одного с Греческой. А общие знакомые были почти со всеми погибшими. Поэтому родственники многих обращались к нему, но, к сожалению, много рассказать судмедэксперт им не мог, как и его коллеги, из-за тайны следствия. Зато они утешали родственников погибших как могли, чтобы остановить дальнейший рост ненависти в городе.
Также широко распространен слух, что большинство людей в Доме профсоюзов погибли от огнестрельных ранений. Здесь эксперт уверен, что ни один из погибших в Доме профсоюзов прижизненных огнестрельных ранений, которые могли бы привести к смерти, не имел.