Правительство Украины реформы не на словах, а на действиях начало внедрять в энергетическом секторе. И если настоящие реформы должны быть болезненными для общества, то изменения в энергетическом секторе являются именно такими, а их влияние граждане почувствуют уже с апреля 2015 года.
Если вернуться к предыстории, то необходимость изменений в энергетике связана с тем, что домохозяйства платят только 17% рыночной стоимости газа и 21% реальной стоимости электроэнергии. Больше всего от этого страдает НАК «Нафтогаз Украины», у предприятия формируется убыток, который покрывается за счет дотаций из государственного бюджета. В 2014 году «Нафтогаз Украины» получил 110 млрд. грн., для понимания, эта сумма больше, чем расходы на образование и здравоохранение вместе взятые.
«Я не знаю другой европейской страны с таким энергетическим дефицитом, как в Украине. Обычно энергетические компании вносят наибольший вклад в бюджет страны благодаря инвестициям, а не дефицит. Дефицит означает, что каждая семья оплачивает какую-то часть для поддержания энергетического сектора, украинская семья ежегодно отдает 600 долларов в энергетический сектор в целом, при этом 200 долларов из этой суммы идут непосредственно НАК «Нафтогаз Украины», – отметил в интервью Голос UA посол Европейского Союза в Украине Я.Томбински.
Проблема очевидна, поэтому согласно Меморандуму, который подписан в рамках программы кредитования от МВФ, правительство Украины берет на себя обязательства в 2015 году сократить дефицит «Нафтогаза» до 3,1% от ВВП Украины, а к 2017 году вывести предприятие на точку безубыточности, тем самым разорвав порочный круг.
Реформу энергетической сферы правительство Украины решило провести легким способом, переложив весь груз на рядовых граждан, в то время как целесообразно было бы поискать и другие способы сокращения дефицита «Нафтогаза»: заставить государственную монополию сократить расходы за счет уменьшения потерь тепла, избавиться от теневых схем. Такого мнения придерживается эксперт по вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский: «Я думаю, что само по себе повышение тарифов эффекта не даст, по крайней мере, длительного. То, на что мы надеемся, на баланс бюджета, его не будет. Потому что в энергетическом хозяйстве порядок надо наводить комплексно».
Диаметрально противоположное мнение у экономиста аналитического центра «Новая социальная и экономическая политика» Бориса Додонова: «Повышение цены на коммунальные услуги это обязательное мероприятие для стимуляции внутреннего производства, сокращение неэффективного спроса в жилищно-коммунальном секторе и обеспечения энергетической безопасности страны. Среди других последствий – улучшение состояния счета текущих операций, устранение рыночных дисбалансов, снижение уровня коррупции, развитие возобновляемой энергетики».
Больше всего с 1 апреля вырастет тариф на природный газ, если сейчас граждане платят 1,78 грн. за куб.м., то придется платить 7,18 грн./куб.м.. Правда в отопительный сезон (1 октября по 30 апреля) домохозяйства, за первые 200 куб.м. будут платить 3,6 грн./куб.м., а далее – 7,18 грн./куб.м.
На фоне тотального увеличения цены на голубое топливо, увеличение тарифов на электроэнергию выглядит не таким уж и колоссальным. Больше всего пострадают семьи, которые потребляли более 600 кВт*ч, а экономные домохозяйства переживут повышение цен с наименьшими потерями.
Для того чтобы новые тарифы не шокировали граждан правительство решило провести социальную реформу. Министр социальной политики Павел Розенко пафосно разрекламировал изменения в системе социальной защиты: «Реформа субсидий – одна из самых масштабных реформ в социальной политике за последние годы. Она будет простой, понятной, дебюрократизованою и бесконтактной. Людям больше не придется кланяться чиновникам или стоять в длинных очередях». Предполагается, что в 2015 году на выплату субсидий из государственного бюджета будет направлено более 25 млрд. грн., а помощь получат около 4 млн. домохозяйств, сейчас же на субсидии получают только 1 млн. семей. Процедуру получения помощи от государства значительно упростили.
До 15 апреля, а также в октябре каждом домохозяйству поступят документы на получение субсидии, нужно заполнить только 2 листа: заявление и декларацию о доходах и расходах. Заполненные документы можно лично подать в местный отдел социальной защиты населения или отправить на почтовый адрес. Вопрос о предоставлении помощи будет решен в течение 10 дней, за это время будет проверена правдивость предоставленных данных.
Отменяются все ограничения относительно имущественного состояния лиц, которые обращаются за назначением субсидий, кроме осуществления единовременной дорогостоящей покупки на сумму свыше 50 тыс. грн.
Более того правительство решило идти в ногу со временем и разработало онлайн калькулятор для расчета субсидии. Его можно найти на сайте: http://www.kmu.gov.ua/control/calculator и рассчитать ориентировочный размер субсидии. Ожидая помощи от государства нужно только не забывать, что есть такое понятие как социальный норматив потребления.
Простыми слова субсидия начисляется только на расходы в пределах социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами. Таким образом, правительство стимулирует домохозяйства экономить для получения помощи.
Несмотря на противоречивые мнения экспертов относительно целесообразности тарифной реформы, понятно, что смягчить последствия повышения цен на коммунальные услуги смогут только социальные преобразования, которые на удивление проводятся довольно слаженно и продуманно, поэтому получение субсидии не превратится в обивки порогов государственных учреждений.
Лукьяненко Наталья
(Статья подготовлена при поддержке Фонда развития СМИ посольства США в Украине)