Недавно появилась информация, что Одесский городской совет собирается разместить на депозитных счетах в банках свободные средства общего фонда городского бюджета в сумме 300 миллионов гривен.
Бюджетная комиссия горсовета предлагает разместить в банке денежные средства до 20 декабря текущего года с правом полного или частичного снятия вклада по первому требованию департамента финансов горсовета. Также муниципалитет намерен оставить за собой возможность производить дополнительные взносы на депозитный счет.
Согласно предварительным расчетам, в настоящее время на счетах общего фонда бюджета Одессы находятся временно свободные 500 миллионов гривен.
Авторы проекта уверены, что благодаря размещению временно свободных денег на депозитных счетах удастся наполнить казну дополнительными средствами в виде процентов. Речь идет, по меньшей мере, о 50 миллионах гривен.
Правда в 2015 году инфляция в Украине составила 43,3%, а годовая депозитная ставка в более-менее устойчивом банке не превышает 20%. Т.е. к концу 2016 года есть вероятность того, что этот депозит ничего не заработает городу, а только принесет убытки. Даже осторожный прогноз Всемирного банка по инфляции для Украины на 2016 год составляет 23,4%, что все-равно выше чем процентная ставка в банке.
Редакция Информера решила собрать рекомендации для бюджетной комиссии Одесского горсовета, на что можно потратить 300 млн. грн.
Как-никак, а деньги громады должны работать на одесситов, а не обесцениваться банке.
Транспорт
В Одессе неблагоприятная ситуация с развитием общественного транспорта. Городские власти все-таки пытаются модернизировать подвижной состав городского электротранспорта, однако закупки новых образцов трамваев и троллейбусов либо были в прошлом, либо носят единичный характер.
Так, в Киеве закупают современные украинские трамваи производства корпорации «Электрон» по цене в 26.3 млн. грн. за единицу. Таким образом, Одесса смогла бы купить 11 единиц новых, низкопольных трамваев.
Однопространственные вагоны T5B64 Электрон с низким уровнем пола. Каждый из них рассчитан на 287 человек. Трамваи оснащены системой вентиляции, отопления, кондиционерами, Wi-Fi и приспособлены для перевозки людей с ограниченными возможностями. Два таких трамвая уже эксплуатируются во Львове.
Можно прибегнуть и к проверенному поставщику трамваев – фирме Татра-Юг. 18 декабря 2015 года в Одессу прибыл закупленный у этой фирмы трамвай «К1М». Цена сделки – 13,8 млн. грн. таким образом, на сумму в 300 млн. грн. можно приобрести почти 22 новых, частично низкозольных, трамвая.
На эту сумму можно было бы практически полностью обновить троллейбусный парк города. Недавно в Николаеве были закуплены новые белорусские троллейбусы МАЗ Этон Т 103, по цене 2 млн грн за один экземпляр. Цены на украинские троллейбусы колеблются от 1,5 до 4 млн грн. Т.е. за 300 млн грн можно было бы купить от 70 до 150 новых электромашин.
(МАЗ)
Проект бюджетной комиссии удивляет еще из-за того, что Одесса готовится взять в кредит 232 миллиона гривень у Европейского Банка Реконструкции и Развития для покупки новых 45 троллейбусов.
Среди отечественных новаций в транспорте следует выделить то, что Концерн «Электрон» официально представил первый в Украине электробус «Электрон Е19101» вместимостью 100 пассажиров и с запасом хода 200 км. По расчетам обычный автобус потребляет за одну смену топлива на 2500 грн, а зарядка батарей электробуса для аналогичного пробега обойдется вдесятеро дешевле. При этом такие электромашины независимы от контактного провода троллейбусов. Цена такой машины украинского производства – 9 млн грн. Т.е. Одесса могла бы купить за «лишние» деньги 30 современных больших автобуса, которые крайне необходимы одесситам, толкущимся в маловместительных маршрутках.
Система ЖКХ
Система ЖКХ чрезвычайно прожорлива и неэффективна. Но это не значит, что люди должны оставаться один на один с проблемами, которые должны решаться за счет их же отчислений за предоставленные услуги.
Проиллюстрируем это одним примером. В Одессе существует значительная проблема с лифтами, которыми оборудованы высотные дома в жилых массивах 1960-1990-х годов постройки. По данным на 2013 год приведение в порядок всех лифтов в городе обошлось бы в сумму 199 млн. грн. учитывая инфляцию, 300 млн. грн. как раз хватило бы, чтобы одесситы за несколько лет, а при правильной эксплуатации и десятилетий, забыли о проблеме лифтов.
В реальности в 2014 году было отремонтировано и модернизировано 57 лифтов, а в 2015 году в планах было 85 лифтов модернизировать и 2 заменить, что примерно в 20 раз меньше, чем число лифтов, нуждающихся в модернизации.
Урбанист Михаил Мейзерский считает, что этих денег хватило бы, чтобы привести в порядок несколько километров карнизов в центре города и заменить часть инфраструктуры в подвалах старого жилого сектора в центре города, что может продлить его жизнь на некоторое время.
Дороги
Ситуация с дорожным хозяйством города также далека от идеала. И вполне возможно, что сумма в 300 млн. грн. смогла бы помочь коммунальным службам привести в порядок не один участок дорог в черте города.
Тем более, что согласно принятому бюджету на 2016 год управление дорожного хозяйства Одесского городского совета получит финансирование в сумме чуть более 378 млн. грн.
Так же бюджетные деньги, не нашедшие применения и готовящиеся к обесцениванию в банке, могли бы уйти на достройку трассы Север-Юг. Их недостаточно, но для выполнения работ на 2016 год их бы хватило.
Естественно, что однозначно ответить куда потратить эти средства нельзя, так как в период острого экономического кризиса в Украине эти деньги НЕОБХОДИМЫ всем сферам городской жизни. Но уж точно они не должны пролежать в банке без дела целый год и сгореть из-за высокой инфляции.