Одним из действенных методов воздействия на российского агрессора являются санкции, которые применяют различные страны по отношению к Российской Федерации. Санкции могут быть приняты к государству в целом, так и к конкретным его представителям, они могут касаться только отдельных аспектов международной деятельности или быть всеобъемлющими.
В ситуации с Российской Федерацией санкции со стороны ЕС и США были и являются превентивной мерой, которая оказывается в глазах украинского общества недостаточно действенной, т.к. реальных результатов, видимых в настоящий момент нет. В целом в Европе и США существует два подхода в санкциях по отношению к России.
Позиция разделения и единства санкций
Часть политиков в ЕС готова пойти на т.н. «разделение санкций». Т.е. санкции в отношении России применять, но только те, которые касаются действий России на территории Донецкой и Луганской областей, не включая ситуацию с аннексированным Крымом. Рассмотрим, каким образом различные страны Европы подходят к этому вопросу.
– Позиция в ЕС части политиков: разделение санкций на два пакета, один за Украину, второй за Крым. Немецкая позиция – все санкции в одном пакете, – лаконично подчеркивает Давид Стулик, пресс-атташе Представительства ЕС в Украине.
Что касается Германии, то крупнейшая экономика Европы пошла дальше выражения озабоченности и тревоги по поводу событий в Украине. На протяжении 2014 года был отменен оборонный контракт на сумму в 120 млн. евро, а правительство отозвало у компании «Рейнметалл» разрешение на строительство центра боевой подготовки для российских солдат в поселке Мулино. Кроме того была прекращена поставка военной продукции в Россию, а также ограничены культурные контакты между двумя странами.
После последних консультаций на уровне высших руководителей стран ЕС и США канцлер Германии заявила, что работа над усилением санкций идет и в случае не выполнения минских договоренностей они будут применены по отношению к России.
– Одна вещь совершенно ясна: если Минские договоренности не сработают, то тогда члены Евросоюза и Еврокомиссия будут готовы усилить санкции, – подчеркнула Ангела Меркель 4 марта в ходе пресс-конференции в Брюсселе.
В целом же лидеры ЕС и США готовы к новому этапу введения санкций в отношении России. Об этом была достигнута договоренность в результате совместной видеоконференции в которой приняли участие лидеры США, Великобритании, Франции, Германии, Италии: Барак Обама, Дэвид Кэмерон, Франсуа Олланд, Ангела Меркель, Маттео Ренци, а также глава Еврокомиссии Дональд Туск. Вышеназванные лидеры государств подтвердили свою решимость «действовать быстро и слаженно, чтобы заставить заплатить существенно большую цену, если произойдут серьезные нарушения Минских соглашений, или поддерживаемые Россией ополченцы попытаются захватить новую территорию».
Кроме того санкции коснулись и ряда высокопоставленных чиновников из бывшей украинской власти. Среди них и экс-президент Украины Виктор Янукович. Части из 22 фигурантов дела продлили санкции на один год, части до июня месяца, а четыре человека будут из списка исключены.
– Меры заключаются в замораживании активов лиц, которые являются предметом начального расследования растраты государственных украинских средств, в том числе, экс-президента Виктора Януковича. Совет скорректировал санкции, учитывая прогресс этих судебных разбирательств, – идется в заявлении представителей ЕС.
Позиция США: санкции, но не оружие
На фоне подобных действий ЕС позиция США выглядит ещё более жесткой и последовательной. Президент США Барак Обама отметил, что ситуация в Украине по-прежнему остается чрезвычайной и представляет собой «необыкновенную и исключительную угрозу национальной безопасности и международной политике США». В связи с этим действие сразу четырех президентских указов о санкциях было продлено. Это указ № 13660 о санкциях и заморозке активов частных и юридических лиц, ответственных за «подрыв демократических процессов и институтов в Украине, а также за угрозу ее миру, безопасности, суверенитету и территориальной целостности»; указ № 13661 о блокировании активов частных лиц или организаций, связанных с российским правительством; указ № 13662 о секторальных санкциях в отношении российских энергетических, металлургических, машиностроительных и горнодобывающих предприятий; указ №1 3685 о санкциях в отношении Крыма. Как мы видим позиция США санкции не разделять и применять их последовательно против России с того момента как последняя аннексировала Крым.
Среди прочего, стоит отметить санкции в отношении Крыма. 19 декабря 2014 года США ввели существенные ограничения для торговли и контактов с Крымом.
Запретили ввоз на свою территорию, прямо или косвенно, любых товаров, услуг или технологий из Крыма;
Запретили вывоз, реэкспорт, продажу или поставку, прямо или косвенно, со своей территории, или лицом, являющимся гражданином США каких-либо товаров, услуг или технологии в Крым;
Запретили предоставление разрешений, финансирование или содействие соглашениям, которые заключаются лицами, попавшими под санкции;
Предоставили право министру финансов накладывать санкции на лиц и компании, которые работают в Крыму;
Созвучное мнение выразил и польский политолог Гжегож Громадски, выступивший в начале недели на слушаниях в комитете Европарламента по иностранным делам. По его мнению «санкции не стоит отменять, пока Россия продолжает свои действия на востоке Украины и пока не будет возвращен Крым». При этом эксперт не исключил, что Россия будет и дальше дестабилизировать ситуацию на Украине.
Однако с другой стороны до сих пор в Европе достаточно политиков, готовых к возобновлению сотрудничества с Москвой, в числе которых и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерик Могерини.
– Было ясно с самого начала, что двери всегда открыты для сотрудничества, в том числе и для России, – сказала она 4 марта в Брюсселе. При этом верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности выразила надежду, что Российская Федерация все-таки вернется к «ответственному поведению» и снова приступит к реализации минских соглашений. Санкции, по мнению Могерини могут быть введены только в качестве ответной меры, в частности на обстрел Мариуполя.
Украина и санкции в отношении России
Довольно странной оказывается позиция самой Украины в отношении санкции. Учитывая тот факт, что именно Украина является пострадавшей стороной в конфликте с Россией, то введение санкций самой Украиной казалось делом самого ближайшего будущего, но, несмотря на это оно неоднократно откладывалось. Подобная позиция вызвала немало удивление у западных партнеров, которые, не будучи прямыми участниками конфликта, шли и идут на серьёзные финансовые потери в результате санкций по отношению к России.
– Несмотря на громкие заявления о расторжении дипломатических отношений, перекрытии границ, которые звучали еще весной прошлого года, Украина в первый период после военного нападения так и не попыталась остановить агрессора путем введения санкций. Значительно более высокую активность, чем правительство, проявила патриотическая общественность, проводя флешмобы и другие кампании, например, «Не покупай российское!» и «Русское убивает!», – пишет Ярослав Войтко,
Важным первым шагом стало расторжение всех отношений с РФ, касающихся выполнения оборонных заказов и товаров двойного назначения (в основном для авиапромышленности). Были также введены санкции в отношении бывших должностных лиц Украины и лиц, занимающих руководящие должности в правительстве Российской Федерации, как это было сделано со стороны ЕС и США, – отмечает Ярослав Войтко.
В настоящий момент санкции Украины в отношении России значительно расширены и касаются банковской сферы (6 ноября 2014 г. Украина запретила кредитно-депозитные операции в российских рублях на своей материковой территории и перемещение через границу с Крымом наличных российских рублей на сумму, эквивалентную более 10 тысячам гривен а также запретила резидентам инвестировать в Крым), транспортного сообщения, демонстрации кинофильмов, персональных санкций по отношению к ряду деятелей культуры России, а также санкций в сфере экономики, направленных на 160 российских предприятий. Действие лицензий и других разрешительных документов, которых остановлено на определенный вид деятельности, либо аннулировано либо приостановлено вообще.
Станислав Кинка