После расширения Европейского союза в 2004 году перед ЕС встал вопрос о трансформации сотрудничества с рядом стран бывшего СССР. Для шести из них, включая Украину, Молдову, Беларусь, Грузию, Армению и Азербайджан была основана инициатива Восточного партнерства. В 2011 году Беларусь рассматривала вопрос о выходе из объединения, однако до сих пор формат инициативы не изменился, по прежнему это шесть стран бывшего СССР и ЕС.
Восточное партнерство: коллективный путь для вступления в ЕС.
Восточное партнерство рассматривается некоторыми экспертами как обязательный шаг на пути к вступлению в ЕС. Что касается географической удаленности некоторых стран, которые принимают в этой инициативе участие, то для них это в большей степени направлено на достижение стандартов ЕС в сфере эффективности управления и модернизации экономики. В то же время часть аналитиков скептически оценивают возможность Восточного партнерства влиять на реформирование стран-участниц.
– Восточное партнерство во многом остается лишь потенциальным инструментом для сближения шестерки стран-соседей с ЕС. Вопрос о том, насколько новая политика может быть успешной в отношении столь разных стран, включенных инициативу, остается открытым. Сложность и многомерность проблемы европеизации региона Восточного партнерства, внутренние противоречия Европейской политики соседства и Восточного партнерства требуют глубокого осмысления и привлекают внимание многих европейских исследовательских центров и «фабрик мысли», – считает Георгий Плащинский, Центр европейской трансформации.
Среди других аспектов, повлиявших на создание Восточного партнерства, стоит отметить следующие: успех Вышеградской группы стран, желание усилить влияние на Беларусь (отказ от политики 5+1, а включение Беларуси как полноправного члена партнерства), признание того факта, что и географически весьма отдаленные страны (Азербайджан, Армения, Грузия) могут в далекой перспективе стать членами ЕС. Среди иных причин стоит назвать уменьшение интереса США в регионе и стремление Европейского Союза к усилению влияния на политику в макро-регионе.
Читайте также на «Информер»: Сотрудничество в Еврорегионе Нижний Дунай: перспективы для Одессы и всего региона
Восточное партнерство предусматривает качественно новое двустороннее измерение Европейской политики соседства. Среди базовых пунктов следует отметить следующие:
1. Соглашения об Ассоциации, которые заменят базовые Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, которые ранее заключались с «восточными соседями». Соглашения об Ассоциации являются юридически обязывающими; при этом предусмотрена развитая система мониторинга и оценки прогресса, которая повышает шансы на успешную имплементацию Соглашений.
2. Комплексная программа по реформированию институтов. На период 2010-2013 гг. Европейская комиссия выделила на реализацию программы всего 175 млн. евро, хотя согласно предварительным подсчетам, для полноценного перехода только Украины на европейские нормы в восьми законодательных областях и подготовки этой страны к вступлению в ЕС, за период с 2006-2015 года потребовалось бы 100 млрд. евро.
3. Комплексные зоны свободной торговли. Они будут более глубокими в том смысле, что охватят торговлю услугами и будут предусматривать сближение стандартов регулирования торговли. Наличие данных зон позволит «восточным соседям» выйти со своими товарами на рынок ЕС.
4. Либерализация визового режима. Предусматривается заключение соглашений о мобильности и безопасности с каждым из государств-членов Восточного партнерства с целью усилить мобильность людей в рамках данной инициативы.
Европейская политика соседства на восточном направлении ранее не предусматривала многостороннего измерения. До этого отношения строились преимущественно на основе двухсторонних соглашений и прогресс стран одного региона мог серьёзно разниться по сумме параметров готовности к вступлению в ЕС. В рамках Восточного партнерства предусмотрено две встречи в год в т.н. «тематических платформах», а также в формате форумов в рамках инициативы с целью обмена опытом, выработки общих позиций и реализации проектов.
Восточное партнерство и интересы Украины.
Вильнюсский саммит Восточного партнерства 2013 года стал катализатором возмущения против режима Януковича и фактически положил начало Майдану, который привел к смене власти в Украине и значительным трансформациям после него. Однако если рассматривать эту инициативу обособленно от последующих событий, то Восточное партнерство для Украины являлось и является до сих пор частью полномасштабной политики по евроинтеграции, несмотря на ряд опасений, что инициатива Восточного партнерства может стать до определенной меры обманным маневром для отсрочки вступления Украины в ЕС.
– Украина приветствует и готова поддержать и прагматическим способом использовать элементы «Восточного партнерства» настолько, насколько это будет способствовать достижению целей интеграции Украины в ЕС, – считает заместитель главы Секретариата Президента Андрей Гончарук.
Ряд экспертов резонно отмечают, что Украина в действительности хотела бы добиться от Европейского союза большего, чем участие в Восточном партнерстве. Однако на пути к этому стояла непоследовательная политика президента Януковича, который при формальном сохранении евроинтеграционной риторики не предпринимал реальных шагов для сближения с ЕС, ограничиваясь политическими заявлениями.
Читайте также на «Информер»: Нефтепровод Одесса-Броды. Спасет ли этот проект договор об ассоциации с ЕС?
До событий на Майдане Восточное партнерство можно было рассматривать и в контексте гипотетического совмещения российского интеграционного проекта (например, Таможенный союз) с глобальным режимом свободной торговли в рамках ВТО. Кроме того Восточное партнерство рассматривалось как реальный путь для подготовки почвы для двусторонних отношений с Беларусью.
Реальным достижением для Украины в рамках Восточного партнерства стало упрощение режима пересечения границы в 30-и километровой зоне. Это дало положительный эффект для 1.5 украинцев, которые регулярно пересекали украино-польскую границу. И это стало едва ли не единственным материальным воплощением целого ряда встреч и нескольких лет сотрудничества в формате Восточного партнерства.
– Украина лидирует в сфере интенсивности и глубины связей с ЕС, прежде всего на уровне политического диалога, экономического сотрудничества. Но в секторах «свобода слова», «юстиция», «правосудие», «транспорт» и «энергетика» по внедрению стандартов ЕС нас обогнали Молдова, Грузия и Армения, – отмечают авторы исследования «Индекс европейской интеграции стран Восточного партнерства».
Проблемы и перспективы Восточного партнерства: мнения экспертов.
Почти все европейские аналитики сходятся во мнении, что развитие Восточного партнерства застопорилось из-за недостатка финансирования вследствие экономического кризиса, поразившего ЕС и страны-члены инициативы Восточного партнерства. Эта же причина обусловила снижение интереса к Восточному партнерству в самом ЕС: страны-члены ЕС вынуждены были обратить свое внимание на свои внутренние проблемы. Появилась реальная угроза протекционизма внутри ЕС, которая негативно влияет на политику соседства в рамках Союза.
Косвенно нынешний объем финансирования инициативы обусловлен не только экономическим кризисом, но может свидетельствовать и о том, что для ЕС данный проект не является приоритетным.
– Принцип «обусловленности» перестает работать – к власти выдвигаются политические требования («кнут»), которые не подкрепляются достаточным уровнем экономических выгод («пряники»), – считают политические эксперты Джос Боонстра и Наталья Шаповалова.
Многие аналитики видят и другие проблемы инициативы Восточного партнерства. Они заключаются в том, что Восточное партнерство построено так, будто бы входящие в него страны образуют некий единый регион. В реальности речь идет скорее о группе стран с различными интересами, уровнем социально-экономического развития и наличием разной степени сложности внутренних конфликтов. Вместе с тем, в будущем трансграничное сотрудничество, мобильность, эффективные региональные отношения и совместное представление интересов всех шести стран региона могут значительно усилить существующий потенциал.
Читайте также на «Информер»: Грузинские реформы в украинских реалиях
Финский исследователь Института внешнеполитических исследований Ханна Ойанен пишет, что ЕС выдвигает чрезвычайно много инициатив, к которым в дальнейшем не прилагает достаточно усилий. Она считает, что проект Черноморского сотрудничества мог бы перекрыть те цели, которые ставит перед собой в ЕС в инициативе Восточного партнерства.
Между тем 9 сентября 2014 г. в Баку прошел 4-й раунд «неформальных министерских диалогов» Восточного партнерства. Основное внимание участники данной встречи уделили вопросам реализации инициативы и перспективам ее дальнейшего развития, в том числе подготовке к следующему, четвертому, саммиту который пройдет в мае 2015 г. в Риге. Стоит отметить, что это первый случай, когда на встрече в рамках инициативы не представлен один из участников, а именно Армения, что связанно с обострением пограничного конфликта между Азербайджаном и Арменией.
Станисла Кинка