Не секрет, что передача полномочий соответствующим уровням местного самоуправления должна сопровождаться необходимым финансированием. Децентрализация государственных финансов ведет к рационализации расходов и более точного их назначения с точки зрения потребностей общин и отдельных лиц. Ресурсы, которые предоставляются в распоряжение областных/местных органов власти, должны быть сопоставимыми с ответственностью, которая накладывается на них по закону.
Однако активное привлечение всех государственных органов и госпредприятий к использованию системы электронных закупок, к сожалению, прошло стороной Одесский областной совет, который, в отличие от Черкасской, Винницкой, Ровненской, Кировоградской и Днепропетровской ОГА, не только не разместил на электронных площадках не единого тендера, но еще и не прописал соответствующую процедуру в своем Регламенте. На сегодняшний день в Регламенте VII созыва нет ни единого упоминания, ни о существовании системы электронных госзакупок, обязательной к повсеместному внедрению, ни о схеме ее использования, ни об обязанности самой Одесской ОГА к формированию и размещению тендеров (на сумму свыше 100 000 грн.) на ее площадках. Таким образом, Одесский областной совет игнорирует один из основных компонентов реформы по борьбе с коррупцией и мощный инструмент противодействия отмыванию государственных средств. Напомним, что разработка электронной системы государственных закупок ProZorro закончилась в конце 2014 года. 12 февраля 2015 года система была представлена общественности и на данный момент смогла привлечь на свои платформы более 22 тыс. тендеров на сумму более 4 млрд грн, что на данный момент уже позволило сэкономить почти 0,5 млрд грн бюджетных средств. Упростив административные нормы, система впервые дала возможность мелкому и среднему бизнесу присоединиться к электронным торгам. Всего в системе сегодня зарегистрировано почти 38 тыс. тендеров на сумму 6,7 млрд грн.
Еще одной инновацией, которая не соискала должного внимания, стала практика ведения прямых видео-трансляций заседаний Президии и постоянных депутатских комиссий. К глубокому сожалению, Регламент VII созыва всецело игнорирует подобную практику, минимизируя тем самым интерактивный доступ к существенной части заседаний областного совета. Норма об обязательной прямой видео-трансляции не была внесена на обсуждение и не попала в итоговый проект Регламента, тем самым нарушая принцип открытости и прозрачности в решении процедурных вопросов Одесского областного совета. Сегодня многие законодательные акты (ЗУ «О доступе к публичной информации», ЗУ «О местном самоуправлении», ЗУ «О статусе депутатов местных советов», ЗУ «О предотвращении коррупции», ЗУ «Об осуществлении государственных закупок», ЗУ «Об открытости использования публичных средств », ЗУ «Об открытых данных») уже претерпели существенных изменений. На повестке дня обсуждается внедрение передовых методов контроля над соблюдением норм антикоррупционного законодательства. Именно поэтому включение практики прямой видео-трансляции заседаний Президии и постоянных депутатских комиссий существенно облегчит понимание общественностью принципов работы Одесского областного совета и повысит уровень осведомленности о его представителях и результатах их депутатской деятельности.
Отдельного внимания заслужили нормы Регламента, касающиеся самих депутатов и обнародования их персональной информации. Тот факт, что многие депутаты Одесского областного совета до сих пор не предоставили общественности свои налоговые декларации, свидетельствует об их личной безответственности перед своими же избирателями. Более того, положения существующего Регламента не содержат упоминания о необходимости обнародования подобных данных, что является серьезным нарушением принципов публичности и открытости народных избранников. По мнению экспертов коалиции «Прозрачные советы» нормы об обязательной публикации налоговых деклараций депутатов Одесского областного совета на его сайте должны в обязательном порядке быть включены в Регламент. Это является основательным и неотвратимым требованием процесса реформирования местных советов и передачи им всей полноты властных полномочий в рамках реформы децентрализации.
Новый Регламент также оказался не дополнен положением об обязательном обнародовании информации о депутатских помощниках-консультантах. Депутат областного совета может иметь до пяти помощников-консультантов, работающих на общественных началах. Персональный подбор кандидатур на должность помощника-консультанта депутата областного совета, организацию их работы и распределение обязанностей между ними осуществляет лично депутат областного совета, который несет ответственность относительно правомерности своих решений. Таким образом, помощники-консультанты осуществляют косвенное влияние на процесс принятия решений и результаты голосования депутатов, а также имеют право доступа на все пленарные заседания Одесского областного совета. Тем не менее, норма, обязывающая депутатов предоставлять информацию о своих помощников общественности, по-прежнему отсутствует в Регламенте.
Дополнительным несовершенством норм Регламента VII созыва может служить отсутствие любых упоминаний на законодательном уровне о внедрении положений гендерной политики государства, которая, в свете принятия Президентом Украины «Национальной стратегии в сфере прав человека», все чаще попадает на повестку дня. Гендерная политика в системе государственной службы Украины должна быть направлена на обеспечение сбалансированного участия женщин и мужчин в принятии управленческих решений, способствовать формированию нового мировоззрения о роли женщины в сфере управления, а, следовательно, утверждению гендерного равенства. Несмотря на достигнутый прогресс, в Украине сохраняется проблема неравенства прав и возможностей женщин и мужчин, что приводит к необходимости проведения активной и комплексной работы по решению проблем гендерной дискриминации и обеспечения реального гендерного равенства. Одной из основных целей Национальной стратегии является создание условий для сбалансированного участия женщин и мужчин в общественно-политических процессах, принятии общественно важных решений. План действий, предложенный коалицией «Прозрачные советы» предполагал включение ряда пунктов, направленных на воплощение положений гендерной политики государства в основные нормативно-правовые акты Одесского областного совета. К глубокому разочарованию экспертов, по результатам проверки, ни один из аспектов гендерного равенства и обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин так и не был учтен, что свидетельствует о несостоятельности нормативно-правовых актов Одесского областного совета в части реализации Национальной стратегии по правам человека.
Несмотря на проявленный интерес к плану действий по модернизации законодательных актов Одесского областного совета со стороны лидеров и представителей крупнейших партий, результат их работы оставляет желать лучшего. Возможно, многие изменения требуют систематической работы и кооперации различных инстанций, что существенно затягивает процесс их имплементации, однако мы верим, что эти результаты достижимы. Дальнейший мониторинг покажет, насколько задекларированное стремление депутатов к прозрачности и открытости, к установлению доверия между органами власти и гражданами города является реальным, о чем общественность обязательно будет проинформирована.