Из-за боевых действий на востоке Украины и аннексии Крыма множество людей были вынуждены покинуть свой дом и уехать на мирные территории, контролируемые украинской властью.
Только в Одессе на начало 2016 года было зарегистрировано более 35 000 переселенцев.
В 2016 году в Одессе прошло несколько исследований, которые помогли понять отношение одесситов к переселенцам и наоборот. Так, согласно пилотному опросу миротворческого проекта «Я живу в Одессе», который состоялся в сентябре прошлого года, многие одесситы регулярно общаются с новыми жителями города.
Более половины опрошенных (56,6%) жителей Одессы имела те или иные контакты с временно перемещенными лицами из Донбасса или Крыма. Треть респондентов (31,3%) имеет коллег по работе или знакомых из переселенцев; 14,1% опрошенных назвали переселенцев среди своих друзей; каждый десятый (11,9%) отметил, что переселенцы из Донбасса и Крыма есть среди тех, кто проживает с ними по соседству, а 7,4% отметили, что такие люди есть среди их родственников.
Всего в опросе приняли участие 400 человек.
У большинства одесситов (61,4%), ответивших на вопросы анкеты, информация о переселенцах вызывает сочувствие: треть респондентов (31,3%) отметила, что испытывает к ВПЛ жалость и сострадание, примерно такое же число (30,1%) отметили, что эта информация вызывает у них желание помочь и поддержать.
Каждый четвертый горожанин (28,6%) сообщил, что эта информация вызывает у него «нейтральное отношение». Каждый десятый одессит (9,7%) отметил свою неприязненную реакцию в ответ на подобную информацию: злость и агрессия (5,1%); обида – 4,3%, злорадство – 0,3%.
С утверждением, что переселенцы другие, а их культура и поведение отличается от культуры и поведения местных жителей, не согласен каждый второй (50,2%) респондент (при этом 26,6% «полностью не согласен», а 13,6% — «скорее не согласен»).
Считают, что переселенцы другие, а их культура и поведение отличается от культуры и поведения местных жителей 46,7% горожан. При этом 28,0% «скорее согласны» с подобным утверждением, а 18,7% — «полностью согласны». Затруднение ответ на этот вопрос вызвал у 3,1% опрошенных.