Политика Восточного партнерства предполагает финансовую поддержку странам, которые находятся на пути к членству в Европейском Союзе. В частности странам Восточного партнерства оказывается бюджетная поддержка. Насколько она велика и на решение, каких проблем она ориентирована мы попытаемся дать ответ в этой статье.
Бюджетная поддержка Молдовы
На протяжении многих лет отношения между Республикой Молдовой и ЕС руководствовались определенными рамками в достижении основной цели по предоставлению помощи для Молдовы. Начало сотрудничества было положено в 1994 году, когда было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, а в 2014 году было подписано Соглашение об Ассоциации и Соглашения о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли.
С конца 1990-х годов Молдова принимает участие в Программе ТАСИС (Техническая помощь Содружеству Независимых Государств). Подобная практика была направлена на установление и укрепление экономических и политических отношений со странами бывшего СССР. В 2004 году была запущена новая концепция данной программы, которая предусматривала сокращение нищеты и сотрудничество с ЕС в области стратегических интересов.
Параллельно с этой программой реализовывался проект Программа продовольственной безопасности. Эта программа была предназначена для сокращения бедности и повышения продовольственной безопасности, в том числе путем принятия ряда мер в сельском хозяйстве, управлении и проведении социальных реформ. Общая сумма финансирования составила за 2004 г. – 1,2 млн. евро, за 2005 г. – 7,6 млн. евро, за 2006 г. – 9,2 млн. евро.
Несмотря на смену политической силы в Молдове и приход к власти коммунистов (2001-2009 гг.) курс на интеграцию в ЕС был продолжен, как следствие были продолжены различного рода программы и финансирование отдельных аспектов реформ в Молдове.
Новый инструмент в виде Европейского инструмента партнерства и соседства обеспечил доступ Молдове к 209,7 млн. евро за период 2007-2010 гг.
В 2007 году был введен новый инструмент – прямая бюджетная поддержка, которая углубила отношения Молдовы с ЕС и создала новую структуру сотрудничества. Прямая бюджетная поддержка как новый инструмент помощи в целях развития создает ряд преимуществ: во-первых, потому обеспечивает финансирование реформ в различных областях, осуществление которых в целом было запланировано правительством с учетом определенных временных рамок или в конкретной отрасли, во-вторых, потому что она реализуется в большей степени на принципе партнерства.
За период 2007-2013 гг. программы поддержки бюджета реализовывались главным образом в области социальной помощи, здравоохранении, водоснабжении, развитии сельских районов, энергетики, реформы сектора правосудия и либерализации визового режима.
Несмотря на внутренний политический кризис, который имел место в 2013 году в Молдове, страна успешно продолжила переговоры по Соглашению об Ассоциации (включая его положения о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли), которое было парафировано в ноябре 2013 года и подписано в июне 2014 года.
В целом в ходе переговоров между комиссаром ЕС по европейской политике соседства и расширению Йоханнесом Ханом и премьер-министром Республики Молдова Юрием Лянкэ, которые состоялись в ноябре 2014 года, была достигнута договоренность о продлении финансовой помощи Молдове в размере 440 млн. евро на период 2014-2017 гг.
Бюджетная поддержка Грузии
Европейский Союз поддерживает реформы в Грузии путем финансового и технического содействия. В настоящее время осуществляется около 100 проектов, поддержка которым оказывается в форме грантов, контрактов или в виде бюджетной поддержки.
Бюджетная поддержка со стороны ЕС впервые была оказана в 2007 году и составила 14 млн. евро. В 2014 году она была увеличена более чем в четыре раза и составила 65,5 млн. евро.
Основным документом, который регулирует бюджетную поддержку со стороны ЕС Грузии, является Соглашение о финансировании. В этом документе предусмотрены сроки финансирования, условия оказания финансовой поддержки и механизмы проведения независимого аудита, который может быть проведен по решению Европейской комиссии. Оценка осуществляется независимыми экспертами или Европейской счетной палатой. Европейский Союз не контролирует все программы, которые финансируются в рамках бюджетной поддержки.
«Бюджетная поддержка ЕС является своего рода политическим посылом для грузинских властей. Она указывает на то, что их воспринимают как надежного партнера. Готовность правительства к проведению структурных реформ и выработке долгосрочных стратегий дальнейшего развития являются неотъемлемым фактором получения бюджетной поддержки», – пишут грузинские эксперты Г. Гвидашвили и Л. Тугуши.
С 2007 года Грузия выполняет программы бюджетной поддержки в следующих секторах: управление государственными финансами, региональное развитие, уголовное правосудие, профессиональное образование и подготовка, сельское хозяйство, реформа государственной службы, реализация углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли, развитие малого и среднего бизнеса, а также помощь жильем переселенцам.
Наибольшая поддержка была оказана сельскому хозяйству, где собственно бюджетная поддержка составила 18 млн. евро (2012 г.). В целом мониторинг выполнения взятых на себя обязательств свидетельствует, что Грузия выполняет их в полном объеме.
Новый программный документ, принятый 11 июня 2014 года сформировал общие контуры сотрудничества Грузии с ЕС на период 2014-2017 гг. Ориентировочные финансовые ассигнования за этот период должны составить 335-410 млн. евро. Они должны быть сосредоточены по магистральным направлениям:
Реформа правосудия (приведение законов Грузии в соответствие со стандартами ЕС во всех сферах).
Сельское хозяйство и развитие сельских районов.
Реформа государственного сектора.
Реализация бюджетной поддержки в Украине
После подписания и ратификации Соглашения об Ассоциации между Украиной и Европейским Союзом в 2014 году требует обновления механизм международной финансовой и технической помощи.
Еще в марте 2014 года было декларировано, что общая сумма финансирования для Украины в кратко- и среднесрочной перспективе составит порядка 11 млрд. евро. Из этой суммы 8 млрд. евро предоставляется Европейским банком реконструкции и развития и Европейским инвестиционным банком, а 3 млрд. евро финансируется из бюджета ЕС.
Условия предоставления финансовой помощи включает в себя решение целого ряда задач в сфере управления государственными финансами, борьбы с коррупцией, управления в сфере торговли и налогообложения, энергетическом и финансовом секторах.
«В период 2008-2013 гг. Украина и ЕС заключили семь секторальных соглашений в таких сферах как энергетика, устранение торговых барьеров, энергетическая эффективность, охрана окружающей среды, транспорт и управление границами», – отмечает в своем исследовании Денис Черников, фундация «Открытое общество»
.
Однако, предоставление помощи Украине наталкивалось на несовершенство законодательства. В частности за 2010-2014 гг. было внесено более изменений в Закон о государственных закупках. Также принимаются специфические отраслевые законы о государственных закупках, что также сужает применение стандартов ЕС.
Основными проблемами при оказании бюджетной поддержки в Украине являются: отсутствие стратегического и среднесрочного планирования, недостаток прозрачности бюджетного процесса и бюджетных программ, слабый внутренний и внешний аудит, который провоцирует появление коррупционных схем при распределении государственных средств. Также серьезным препятствием является непрозрачность украинских властей в сфере публикации отчетов о том, куда были потрачены выделенные средства.
«Доступность и качество информации о бюджетной поддержке является серьезной проблемой для украинских министерств. Несмотря на то, что полученные средства становятся частью государственного бюджета и, следовательно, информация о них должна быть опубликована в соответствии с украинским бюджетным законодательством данные по этому вопросу в общественном доступе минимальны», -утверждает Денис Черников.