Совсем недавно во втором чтении Верховная Рада Украины приняла закон «О высшем образовании». Это является основным, наравне с Конституцией, законодательным актом, который регулирует государственную политику в этой сфере.
В дискуссиях о высшем образовании сломано немало копий, существует много исследований, в которых анализируются причины ухудшения его качества и перспективы дальнейшего развития. Исходя из того, что на данный момент Украина определилась с направлением развития, то важным будет определить и место высшего образования в евроинтеграционном векторе развития Украины.
Так, согласно принятому «Закону о высшем образовании» государственная политика в сфере высшего образования основывается помимо всего прочего на «европейской интеграции и интеграции системы высшего образования Украины в европейское пространство высшего образования» при этом сохраняя традиции и достижения национальной высшей школы.
Нынешний выпускник высшего учебного заведения в Украине получит диплом европейского образца, а также вкладыш с результатами прослушанных курсов изложенной в Европейской кредитно-трансфертной системе. Кроме того согласно закону существует возможность выдавать общие дипломы, в случае если выпускник заканчивал программу высшего учебного заведения и в Украине, и за рубежом.
Закон также сохраняет за студентами, которые воспользовались правом на академическую мобильность их места в высшем учебном заведении, а также стипендию. Академическая мобильность закреплена в Ст. 62 принятого закона.
Целый раздел документа посвящен международному сотрудничеству украинских вузов. Он определяет двенадцать направлений сотрудничества, среди которых традиционный обмен студентами, аспирантами, научными работниками, участие в образовательных и научных программах, организация конференций, симпозиумов, издательская деятельность и др.
В целом законодательная база Украины в сфере высшего образования на протяжении ряда лет движется к тому, чтобы украинским абитуриентам, студентам, а затем и выпускникам было легче адаптироваться к западной (европейской) системе образования и быть востребованными на рынке труда.
Правда существуют и подводные камни данного процесса, которые мы также отметим. Если декларативный переход на европейские стандарты дело весьма простое, то внедрение болонского процесса проходило в Украине довольно сложно, часто саботировалось администрацией вузов и/или отдельными преподавателями, которые считали, что сложившаяся за годы советской власти система высшего образования идеальная и не нуждается в реформе и нововведениях.
– Мы в Украине уже имеем опыт интеграции в европейскую систему образования – это Киево-Могилянская академия. Возможность полноценно включиться в европейскую систему образования, безусловно, даст свой эффект. Но для этого нужны инновации, а не слова – как до сих пор было с болонской системой, – считает доктор философских наук, профессор Одесского национального университета имени И.И. Мечникова Оксана Довгополова.
Анализируя стремление Украины интегрироваться в политические и экономические структуры ЕС, следует сказать, что общих критериев перехода на европейские стандарты не существует.
Преподавателей одесских вузов же заботит больше реальное воплощение, нежели абстрактные теоритические построения.
– Я считаю, что переход на европейские стандарты это и конъюнктура, и возможность инноваций. Но от возможности до реальности довольно длинный путь, – считает кандидат исторических наук, доцент Одесского национального университета имени И.И. Мечникова Олег Луговой.
Переход на европейскую систему с базовыми ступенями бакалавр-магистр-доктор философии, возможно, вызовет некоторое недовольство у тех, кого он де-факто уровняет в правах (кандидаты и доктора наук). Стоит отметить, что в большинстве европейских стран принята одноступенчатая модель вместо украинского аналога кандидат-доктор наук, который упраздняется согласно новому закону, существует степень доктора философии. На сегодня эта степень требует подтверждения и фактически эквивалентна кандидату наук. Поэтому интеграция в европейские образовательные структуры необходима для приведения к единообразию номенклатурной базы, что облегчит мобильность преподавателей вузов, которым не придется вновь и вновь подтверждать свои успехи на научном поприще из-за различных межгосударственных стандартов.
Однако с другой стороны это приведет к тому, что украинские выпускники точно определятся с тем, какой уровень высшего образования они хотят получить. В нынешней системе «специалист» (эквивалента в странах ЕС этому образовательному уровню фактически нет) и «магистр» фактически мало чем отличаются, более того и тот и другой уровни достигались в один срок обучения (как правило пять лет) при незначительном изменении программы в последний год обучения.
Интеграция в европейскую систему высшего образования означает для Украины не только коррекцию стандартов и количества образовательных уровней, но также более существенных параметров обучения. Украинские преподаватели сейчас имеют нагрузку в 600 часов, а де-факто она составляет до 800-900 часов в год на ставку научно-педагогического работника. В Польше, например, средняя загруженность научно-педагогических работников в пределах 240 часов, а преподаватели высших учебных заведений США читают не более 6 пар в неделю, причем эта цифра является максимальной и её ни в коем случае нельзя превысить.
В условиях сложной экономической ситуации в Украине уменьшение количества аудиторной нагрузки на преподавателей возможно при увеличении общего количества преподавателей, либо при уменьшении количества студентов. Учитывая, что на первый вариант сейчас недостаточно средств, то реальным выглядит вариант второй. Насколько он болезненный мы сейчас рассмотрим.
Украина входит в десятку стран с наибольшим количеством студентов, при этом всем сторонам образовательного процесса ясно, что страна нуждается в серьезной реформе данной сферы, так как значительное количество вузов не отвечает критериям высшего учебного заведения, а во многих вузах процветает подготовка по непрофильным специальностям. Раскрывать подробнее данный аспект не имеет смысла, так как об этом уже немало написано. Достаточно отметить, что Украина имеет один из самых высоких показателей количества вузов на душу населения.
Несколько лет тому назад в Украине была пропорция 7 вузов на миллион населения, в то время как в Италии приходилось одно высшее учебное заведение на миллион человек, а в Испании и Франции пропорция достигала одного вуза на полтора миллиона человек. Идея сократить количество вузов в 10 раз муссировалась ещё в бытность министром образования и науки Д. Табачником. Правда, несмотря на громогласные заявления, количество вузов сократилось всего на 1%. Очевидно, что стремление к имплементации европейских норм высшего образования приведет к очистке сегмента высшего образования от неконкурентоспособных заведений.
Если коснуться рейтингов, то ряд высших заведений Одессы имеет весьма неплохие шансы на успех при интеграции в европейскую систему высшего образования. В числе 30 первых вузов Украины по индексу Scopus, а также по индексу цитирования Хирша находятся Одесский национальный университет имени И.И. Мечникова и Одесский национальный политехнический университет. Разумеется, что любой индекс и любая наукометрическая система является идеальной моделью, не всегда адекватно отображающей реальную ценность публикаций, которые продуцируют научные работники вузов. Однако само по себе включение работ в вышеперечисленные индексы означает, что вуз имеет англоязычную версию наиболее важных результатов исследований, что в условиях глобализации учебного и исследовательского процесса является необходимым.
Мы задались вопросом, а что же тормозит интеграцию украинских вузов в европейские структуры и чем можно объяснить низкую продуктивность многих высших учебных заведений?
По словам Оксаны Довгополовой это связано с «глубокой коррумпированностью всей системы образования, сохранением советской системы взаимоотношений». Кроме того «серьезной проблемой будет готовность работать на результат, а не на создание коррупционного микроклимата. Неспособность к автономии. В силу тех же причин», подчеркивает преподаватель. Стоит отметить, что в новом Законе закреплено существенное увеличение автономии вузов.
В целом, подводя итог вышесказанному, стоит отметить ряд факторов, которые благотворно скажутся на высшем образовании Украины в случае дальнейшей интеграции в европейские структуры.
Во-первых, это унификация двух ключевых учебных циклов (вместо трех) – бакалавра и магистра.
Во-вторых, утверждение сравнимых и эквивалентных систем учебных степеней.
В-третьих, применение Европейской Кредитной Трансферной Системы, что содействует большей академической мобильности студентов. В настоящее время эта сфера зависит от большого количества двухсторонних договоренностей, а также ограниченного количества вузов, в которые могут отправиться украинские студенты и преподаватели. При последовательной интеграции в ЕС поле для академической мобильности значительно расширится.
В-четвёртых, сближение систем контроля качества и аккредитации.
Станислав Кинка, журналист, историк, краевед.