Децентрализация не изменит экономику Украины в целом

31 августа Верховная Рада в первом чтении приняла изменения в Конституцию, что вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Под зданием Рады собрались тысячи активистов, что привело к столкновениям с силовиками и минимум трем жертвам. Какие последствия для Украины несут принятые изменения главного закона страны, анализировал доктор экономических наук Сергей Якубовский.


По словам эксперта, разговоры о децентрализации ведутся достаточно давно, более того ряд изменений Налогового кодекса уже привел к некоторой бюджетной децентрализации. Вследствие принятых изменений, если они вступят в силу, большая часть бюджетов будет наполняться непосредственно от источников внутри регионов в отличие от сегодняшней ситуации, когда деньги сначала идут в Киев, а потом направляются в регионы.


“По моим подсчетам, это сэкономит порядка 10-15%. Это не означает, что в целом в экономике появится больше денег, но те потери, которые получаются за счет движения денег в Киев и обратно, в том числе коррупционные издержки, снизятся. С другой стороны, кардинально децентрализация не повлияет на развитие экономики в целом, потому что те вопросы, которые являются по-настоящему важными, – налоговое законодательство, таможенный кодекс, остаются в ведении верховной власти”, – пояснил Сергей Якубовский, отметив, что экономика без действенных реформ будет падать и дальше, оставаясь в “тени”.


Также еще одним негативным моментом принятых изменений является, по сути, советская система контроля за органами власти. Речь идет о вертикали префектов, которые непосредственно подчиняются Президенту Украины и получают полномочия приостанавливать любые решения местных общин.


“Появится так называемый смотрящий, который в каждом регионе, в каждом селе будет проверять благонадежность местных властей. Если это будут настоящие патриоты, которые заинтересованы в том, чтобы Украины процветала, это одно. Но это огромная вертикаль, тысячи людей, которых будет назначать один Президент. Где гарантия того, что среди этой тысячи не найдется 10%, а то и больше, тех, кто будет просто реализовывать бизнес-планы и отстаивать свои интересы, мешая местному самоуправлению?! Это практика, которой нет ни в одной стране мира! Местное самоуправление дожно контролироваться, но через судебную власть”, – подчеркнул Сергей Якубовский.


Кроме того, неоднозначным является внесение в Конституцию особого статуса некоторых регионов – Донецкой и Луганской областей. Статус будет определяться законом, принятым Верховной Радой Украины.


“Такое расчленение Украины на 2 части – Донбасс и остальная территория – вызывает много вопросов. Если создать условия для экономического развития этих регионов более благоприятными, чем, например, в Одессе, Львове, Киеве, сразу возникает вопрос: почему остальные регионы должны находиться в худших условиях, чем Донецк и Луганск. Если создавать особые условия для привлечения инвестиций, развития местного самоуправления, то эти условия должны охватывать всю территорию Украины”, – отметил эксперт.