С 2013 года портовой инфраструктурой занимается Администрация морских портов Украины (АМПУ). С момента образования АМПУ в ведении этого ведомства оказалось стратегическое имущество, не подлежащее приватизации, из всех морских портов Украины. Это каналы, акватории, причалы – все то, что позволяет частным или государственным стивидорным компаниям оказывать услуги по перевалке грузов в портах или по обслуживанию пассажиров.
Именно АМПУ определяет объемы и локацию для проведения дноуглубительных работ в украинских портах. Это не значит, что частные компании и операторы рынка не могут участвовать в этой процедуре. Недостаточность самостоятельного флота АМПУ наоборот вызывает необходимость привлечения дополнительных сил и средств для проведения этих работ. Увеличение максимальных глубин украинских портов может позволить в дальнейшем принимать более крупные суда, чтоб обеспечит увеличение торговых операций и транзита.
Согласно финансового плана АМПУ на 2018 год, который утвердил кабинет министров Украины 20 декабря 2017 года, предприятие планирует осуществить капитальные инвестиции в портах в размере почти 4,3 млрд. грн. Треть этих затрат будет направлена на дноуглубление. Объем дноуглубления по итогам 2017 года составит порядка 7 млн. куб м. В следующем году АМПУ планирует провести работы, связанные с дноуглублением каналов и акваторий, в общем объеме более 11 млн. куб м.
Европейская практика
Если обратиться к опытуевропейских портов, то, например в порту Гамбурга дноуглублением занимается портовая администрация, хотя чаще всего этим видом деятельности занимается федеральное ведомства.
«Водные пути, к которым относится и Эльба, являются федеральными, за них, как правило, ответственно федеральное правительство Германии. Но для Гамбурга было сделано исключение. И мы оперируем водными путями в пределах порта. Этого нет, например, в порту Бремен или в других местах. Это связано с историей формирования Свободного и Ганзейского города Гамбург и его порта. Нам приходится заниматься дноуглублением, собирать мусор, вести другие работы. Для этого есть 29 служебно-вспомогательных судов», – отмечал в интервью украинскому изданию «Порты Украины» руководитель Гамбургской портовой администрации Йенс Мейер.
В Германии разработана федеральная программа дноуглубления Эльбы. В Гамбурге она тоже будет реализовываться, с участием как федеральных средств, так городских.
Гамбург расположен в такой местности, что уровень воды во время отлива на 3,6 метра ниже, чем во время прилива. Поэтому допустимая осадка для судов независимо от прилива и отлива – 12,8 метра. Если же двигаться только во время прилива, осадка допустима до 15,1 метра. Это позволяет принимать суда (например контейнеровозы) вместимостью более 16 000 TEU и длиной почти 400 метров.
В одесский порт, например только в декабре 2017 г., после 17-летнего перерыва зашло судно вместимостью более 5 000 TEU.
Работа с морскими портами
Еще весной этого года была распространена информация, что АМПУ намерена в 2017-2018 годах направить 5,59 млрд грн. на реконструкцию 12 причалов в четырех портах. Об этом заявил начальник инженерной службы АМПУ Владимир Полухин на конференции «День развития портовой инфраструктуры», организованной при содействии Американской торговой палаты в Украине.
Наибольшая сумма должна быть направлена на дноуглубительные работы в порту «Южный».
За 2,065 млрд грн. АМПУ планирует реконструировать здесь причалы № 5,6,7,8.Глубины указанных причалов порта Южный увеличатся следующим образом: № 5,6 – с 18 до 21 м, № 7 – с 14 до 19 м, № 8 – с 14 до 17 м. В 2017 году АМПУ планирует разработать и утвердить проект реконструкции причалов.
В этом году эксплуатационное дноуглубление в порту «Южный» провела Компания Novadeal LTD, которое является дочерним предприятием группы компаний DEME Group (Бельгия).
«Контракт с бельгийской компанией Novadeal LTD стал третьим проектом, направленным на увеличение мощности порта и повышение его инвестиционной привлекательности. Работы по проекту необходимы для поддержания паспортных глубин акватории порта «Южный» и обеспечения безопасности мореплавания в операционных акваториях причалов №№ 2–4, 7–9, 16,17, 3Н и 38», – отметил начальник администрации порта «Южный» Максим Широков.
В тендере на этот лот принимало участие три компании, и все они иностранные. Такое положение связано с тем, что АМПУ не имеет достаточного флота для проведения подобных работ.
На 2016 год в распоряжении АМПУ было два однотипных земснаряда – «Ингульский» и «Меотида», земснаряды «Рион» и «Скиф», а также «Тилигульский» и грунтоотвозные шаланды.
«Такого флота не хватает даже на ремонтное черпание в нынешних объемах, не говоря уже о реализации проектов капитального строительства. Поэтому приходится привлекать сторонний флот», – резюмировал экс и.о. председателя АМПУ Юрий Наконечный в своем интервью.
Также в планах развитие причальной инфраструктуры в ряде других крупных морских портах Украины.
И если развитие портовой инфраструктуры в больших портах, в том числе дноуглубление, оправдывает себя, то малые порты пока что являются полностью дотационными в этом плане.
Европейские день на украинские реки
Этим летом появилась информация, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) намерены инвестировать 50-70 млн евро на развитие реки Днепр как транспортной артерии.
Так по словам заместителя министра инфраструктуры Надежды Казначеевой, Всемирный банк, ЕБРР и ЕИБ уже активно участвуют в инициативе развития Днепра.
«Одним из проектов стало изучение возможности осуществления государственно-частного партнерства в порту «Херсон» и развития нижней части Днепра. Разработкой предварительного технико-экономического обоснования, завершение которого состоялось в конце марта 2017 года, занимались международные компании Royal Haskoning, Rebel Group и другие, при поддержке Группы Всемирного банка. Министерство инфраструктуры и правительство Украины имеют цель: как можно скорее создать все необходимые условия для привлечения частных инвесторов к реке и реализации инициативы развития Днепра и других внутренних водных путей», – заявила она.
В свою очередь заместитель министра инфраструктуры Виктор Довгань подчеркнул, что, первоочередные задачи, которые сейчас стоят перед Министерством инфраструктуры – принятие закона «О внутреннем водном транспорте», внедрение норм и стандартов Европейского Союза на реках Украины, дноуглубление рек и устойчивое финансирование для поддержки инфраструктуры рек.
Он также отметил, что подобные шаги позволят Украине увеличить объем грузоперевозок, привлечь мировых инвесторов к развитию речной инфраструктуры, что в свою очередь усилит экономику страны.
При определенных шагах Днепр может стать частью Трансъевропейской транспортной системы E40 «Рейн – Дунай – Черное море, А7, Днепр – Припять, Балтийское море».
В министерстве также отмечают, что при поддержке политики соседства ЕС и реализации Соглашения об ассоциации крупнейшая река Украины сможет достичь международных стандартов навигации. Пока что в ноябре 2017 года частная компания «Нибулон» взяла на себя работу по дноуглублению на отдельном участке Днепра, с тем, чтобы достичь паспортных глубин и обеспечить безопасность судовождения, а также обеспечить полную загрузку своих речных транспортных судов.
В настоящее время АМПУ рассматривает вариант перехода на модель работу порт-«лендлорд», которая практикуется в передовых портах ЕС, в частности в Роттердаме. Эта модель подразумевает, что портовая администрация порта отвечает за землю в пределах порта, акваторию и подъездные путь. Прозрачный механизм управления портами в странах ЕС доказал свою эффективность, и может быть использован в Украине, по мнению большинства экспертов отрасли.