С началом боевых действия на Востоке Украины на территории самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР» фактически замер общественный транспорт. В условиях реальных боевых действий трамваи и троллейбусы в крупных городах ходили не часто, а основным средством передвижения стали такси, которые, впрочем, также прекращают ходить с началом комендантского часа. Общественный транспорт, само его наличие и степень функционирование является важным фактором, который косвенно помогает определить уровень конфликтности.
Ситуация с общественным транспортом на оккупированных территориях
Сразу стоит отметить, что в 2015 году Украиной были введены новые правила контроля на «разграничительной линии», напоминающую ту, которая действует при въезде и выезде в другую страну. В частности, транспортные средства и физические лица могут пересекать линию разграничения с так называемыми «ДНР» и «ЛНР» только в конкретных пунктах пропуска по дорожным коридорам. Контроль и проверка документов, груза и транспорта, проводится на двух разных блокпостах первого и второго рубежа. После проверки сотрудники пограничной службы будут вносить данные в электронный реестр физических лиц и транспорта. Также контроль будет осуществляться на контрольном пункте въезда-выезда возле блокпоста второго рубежа. Контролировать перемещение автотранспорта между рубежами предполагается с помощью талона, в котором будут указаны количество пассажиров, вид груза.
Изображение: http://112.ua/ato/karta-ato-po-sostoyaniyu-na-30-iyulya-2015-goda-248734.html
«Общественному пассажирскому транспорту запрещен въезд и выезд из оккупированных боевиками территорий Донецкой и Луганской областей. Запрет не коснется только нерегулярных перевозок для отдельных организованных групп (беженцев, детей для оздоровления и отдыха и прочее), при наличии соответствующего разрешения Координационного центра при штабе АТО», -сообщают украинские военные.
Однако, в данной статье речь будет идти не об общественном транспорте междугороднего сообщения, а собственно о системах внутригородского транспорта.
Трамвай на оккупированных территориях: закрыт или работает ограниченно
Согласно открытым данным трамвай является самым распространенным общественным транспортом большой вместимости на территории оккупированных территорий. До начала боевых действий там действовало несколько крупных и старых трамвайных систем. Как правило, с началом конфликта общественный транспорт либо переставал ходить, либо существенно сокращал частоту движения.
Изображение: http://lifedon.com.ua/society/society_miscellaneous/26209-zavtra-v-donecke-ogranichat-dvizhenie-tramvaya-6.html
Так, Горловский трамвай прекратил движение 22 июля 2014 года, а возобновил в сентябре того же года, но в настоящее время в трамвайном парке всего 10 исправных машин из 119. Трамвай г. Авдеевка (Донецкая область) прекратил свое функционирование в январе 2015 года. Донецкий трамвай функционирует весьма ограниченно, имеются повреждения контактной сети. Введены новые билеты на проезд в трамвае, которые идет с двумя номиналами: в гривне и рублях.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Донецкий_трамвай
«В троллейбусах и трамваях проезд стоит полтора рубля (правда, троллейбус на днях подорожал до трех), билеты полноцветные, их дизайн меняется практически каждый месяц. В автобусах билетов нет и проезд по три рубля», – пишет житель Донбасса, который по очевидным причинам не называет своего имени.
С 15 июля 2014 года прекратил свою работу Луганский трамвай.
Т.к. трамвай является практически единственным способом передвижения для широких групп населения, в частности людей с ограниченными возможностями, то можно сделать вывод о том, что ситуация с передвижением в городах на оккупированной территории значительно затруднена, или невозможна вообще.
Автобусы и маршрутные такси в зоне конфликта
Несмотря на военный конфликт в городах, которые находятся на неподконтрольной Украине территории, до сих пор функционирует автобусный транспорт. Правда, даже представители властей т.н. «ЛНР» признают, что работа автобусов и маршрутных такси ограничена.
«Как и обещали, мы провели мониторинг работы городского транспорта. Результаты неутешительные – мало того, что водители не работают до 20.00, они самовольно съезжают с маршрутов, отказываются брать пассажиров, которые едут, например, в поселки Видное, Вольный. Что же касается качества обслуживания, то мы регулярно получаем жалобы от населения. Водители откровенно хамят, разговаривают по телефону во время движения и так далее», – цитирует слова главы администрации Луганска издание «Донбасс. Комментарии».
Изображение: http://www.day.kiev.ua/uk/news/130216-propusknyy-punkt-u-maryinci-zakryto-cherez-obstrily-boyovykamy-rnbo
В целом перевозчики на оккупированных территориях отказываются работать, мотивируя это низкими ценами за проезд, высокими ценами на газ, а также отсутствием спроса по ряду маршрутов, т.к. многие районы стали фактически необитаемыми. Так, в Луганске ограниченно работают только 82% городских автобусных маршрутов.
Кроме того постоянно повышаются цены на проезд в общественном транспорте. 15 января 2016 года на подконтрольной т.н. «ЛНР» территории повысились тарифы на проезд в общественном транспорте. Теперь жителям Луганска приходится платить в автобусах, работающих на городских маршрутах – 10 рублей; в городском электротранспорте (трамвай, троллейбус) – 8 рублей.
Таким образом, в зоне конфликта сохраняется остаточная инфраструктура общественного транспорта, которая в зависимости от ряда причин (наличие не разрушенной инфраструктуры, контактной сети и проч. ) ограниченно функционирует. При этом постоянно сохраняется угроза полного закрытия общественного транспорта, что поставит целый ряд категорий граждан в дискриминированное положение. Если в мирных условиях общественный транспорт выполняет важную социальную функцию, обеспечивая передвижение, в том числе людей с особыми потребностями, то на территории т.н. «ДНР» и «ЛНР» эти категории фактически остаются изолированными в своих домах, что значительно снижает возможность для оказания им помощи.
Изображение: http://serzzze.livejournal.com/9818.html
Кроме того сохраняется опасность для пассажиров и людей, которые ожидают на остановках общественного транспорта. В частности это инциденты с военной техникой (как местных незаконных вооруженных формирований, так и Российской Федерации), которые неоднократно совершали ДТП или таранили остановки общественного транспорта.