Ситуация, которая сложилась в Украине, вынуждает политиков и экспертов искать выход из сложившегося положения путем разработки и принятия новой стратегии регионального развития. Часто это связано с применением термина «децентрализация».
Экономическая децентрализация: в чем она заключается?
Определимся с терминами. Под экономической децентрализацией в широком смысле слова понимают «передачу более значительных полномочий органам власти на местах, с тем, чтобы те могли самостоятельно принимать решения по формированию доходов, расходов и нормативно-правовому регулированию», – отмечают экономисты О.П. Бурматова и Т.В. Сумская в своей работе «Бюджетная децентрализация как организационная основа системы местного самоуправления».
Именно об экономической децентрализации идет речь в проекте реформ, который обнародован, и который в том или ином виде, будет воплощаться в жизнь сформированной коалицией парламентских фракций.
Власть признает, что отношения центр – регионы должны строиться на принципе субсидиарности (полномочия передаются на самый близкий к громаде уровень, где они могут реализоваться в наибольшей степени) и расширении прав громады. В полномочие территориальной громады могут перейти такие сферы жизнедеятельности как внешкольное и общее среднее образование, содержание органов местного самоуправления, первичная медицинская помощь и проч.
Однако ряд экспертов не согласен с передачей на места финансирования ряда социальных функций государства.
– Мы уверены, что вопрос социальной защиты нельзя передавать на местный уровень: т.н. территориальные центры, центры детей и молодежи, соблюдение определенных социальных стандартов по европейской Социальной хартии. Эти бюджеты должны финансироваться из центра. Здесь будут работать субвенции, – подчеркнул Сергей Панцев, представляющий фундацию «Відкрите суспільство».
Бюджетная автономия будет формироваться за счет того, что часть налогов будет оставаться на местах, в том числе налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. В будущем планируется передать в ведение местных органов власти регистрацию недвижимого имущества и, как следствие, налоговые сборы с жилой и коммерческой недвижимости. Кстати, подобный налог был одним из основных статей дохода местного бюджета Одессы в начале XX века.
Выравнивание возможностей местных бюджетов базируется на принципе того, что субсидируемые регионы будут получать меньше от регионов, которые являются донорами, это должно, по мнению разработчиков программы, стимулировать депрессивные регионы к развитию.
Читайте также на «Информер»: Украина без «мажоритарки». Рефлексия на парламентские выборы 2014
Планируется также инвестировать денежные средства в проекты развития, с более жестким контролем по их использованию. Прогноз, который заключает проект реформ, гласит о повышении доходов местных бюджетов в 2015-2016 гг. на 20% за счет межбюджетных трансферов.
Плюсы и минусы централизованной и децентрализованной систем.
У централизованной системы есть свои плюсы: она весьма эффективна в стабильных, развитых экономиках, однако и там она имеет низкую мобильность, поскольку невозможно быстро оценить ситуацию в рамках всего государства. Такая система не является лучшей для стран с развивающейся экономикой, так как удерживает экономику на одном уровне, без динамического развития.
Система децентрализации основана на принципе установлении большей свободы для субъектов всех уровней власти. При такой системе региональные власти имеют более широкий круг полномочий, в особенности в отношении использования местного бюджета.
Значительная часть бюджета остается на местах, вместе с этим и часть обязательств переходит с государственных органов и бюджета на региональные и местные. Это значит, что налоги, которые собирают в местные бюджеты, будут работать на жителей громады. Что позволит развивать программы в средне- и долгосрочной перспективе.
Преимуществами этой системы являются мобильность и гибкость. Местные власти могут быстрей анализировать сложившуюся экономическую ситуацию и способны принять более выгодное решение, а главное в более короткие сроки. Децентрализация, сопряженная и с приходом новых, эффективных управленцев, которые смогут обеспечить перезагрузку ряда отраслей экономики.
Это связано с тем, что в условиях передачи ряда фискальных функций на места, местные власти будут заинтересованы в оптимизации и повышении налоговых сборов, за счет их унификации, упрощения процедур и предоставления широкого вида услуг.
В свою очередь украинские эксперты отмечают сложность перехода к экономической децентрализации.
– Необходимо реформировать одновременно все направления в экономических отношениях, иначе реформа не будет реализована. Это объясняется тем, что экономические отношения являются системой, т.е. любые экономические отношения, так или иначе связаны друг с другом, возможно даже не напрямую, однако при фактической реализации одни отношения непременно затронут другие. Если же реформировать только часть (например, если реорганизовать межбюджетные отношения, но при этом не затрагивать и не изменять другие сферы бюджетных отношений), то это обязательно приведет к тому, что какая-то часть изменений будет противоречить той части законодательства, которая еще не была изменена, или будут сформулированы новые нормы, но процедура их реализации должна быть установлена в рамках других норм, которые в свою очередь еще не были реформированы и не предусматривают необходимых процедур, – уверены украинские экономисты В.Е. Корчинский и А.В. Устюжанина.
Вместе с тем неопределенность механизмов проведения реформы децентрализации и политическая заангажирвоанность тех, кто её предлагает, вызывает у экспертов законные опасения.
Читайте также на «Информер»: Антикоррупционные стратегии партий, прошедших в Верховную Раду. Аналитика
– Типичным предложением является уменьшение властных полномочий местных государственных администраций. Кое-кто даже предлагал институт префектов (политическая партия «Громадянська позиція Анатолія Гриценка»), без конкретных предложений, что же будет вместо них. Другой конкретный пример: предложение местным советам формировать свои исполкомы; расширение полномочий громады, с правом проведения референдума по важным вопросам, без уточнения, что за важные вопросы; избрание судей, отзыв руководителей регионов. Нет конкретики в том, что за полномочия расширяются. Какие налоги остаются на местах? Партия регионов обещала 60% местных налоговых сборов оставлять на местах, статистика показывает, что это не так, – считает Иван Сикора, аналитик фундации «Відкрите суспільство».
Станислав Кинка