Стремление Украины стать членом ЕС является политическим вектором президента и правительства, который поддерживается большой частью населения страны. Какова поддержка этого курса дают понять данные социологического исследования, которое было проведено Институтом мировой политики (ИСП).
ИСП решил выяснить, отличается ли восприятие украинцами своей страны от того, как ее воспринимают граждане ЕС, а также понять, одинаково ли мы понимаем требования, выполнение которых откроет Украине двери к Европейскому Союзу.
Опрос проводился на базе проекта TNS On-line TRACK года методом он-лайн опроса среди городского населения по всей территории Украины, кроме АР Крым, а также территории, где происходит АТО. В опросе приняла участие 1 тысяча респондентов в возрасте от 18 до 55 лет. Первые два вопроса были полностью открытыми, два других – полуоткрытыми.
Результаты этих двух «зеркальных» опросов позволят идентифицировать расхождения в понимании евроинтеграционных процессов украинцами и гражданами ЕС, а, следовательно сформулировать более реалистичный европейскую повестку дня для Украины. Уникальность этого исследования заключается в том, что исследователи поставили открытые и полуоткрытые вопросы.
В общем, было 4 вопроса: 1) С чем у Вас ассоциируется Украина? 2) По Вашему мнению, с чем в ЕС ассоциируют Украину? 3) С чем Вы бы хотели, чтобы в ЕС ассоциировали Украину? 4) По Вашему мнению, какие главные преграды для движения Украины к ЕС?
«С чем у вас ассоциируется Украина?»
Больше всего украинцы ассоциируют свою страну с коррумпированной, неэффективной властью (24,6%). Чаще всего эту ассоциацию называли жители Центральной Украины.
Таким образом, несколько громких коррупционных разоблачений, принятие ряда антикоррупционных законов и отдельные реформаторские усилия власти совсем не убедили общество в том, что в стране начались настоящие перемены. Украинские граждане требуют от руководства страны конкретных результатов, прозрачности и лучшей отчетности. С другой стороны, это можно объяснить и тем, что отсутствует понимание процесса реформирования страны, приоритетов в осуществлении реформ, зато существует спрос на быстрый и популярный результат.
Война входит в первую двойку ассоциаций с Украиной, как у самих украинцев, так и граждан ЕС. Однако, если среди граждан ЕС о войне вспоминал почти каждый второй (46%), то среди граждан Украины лишь каждый пятый (20,5%).
Вполне предсказуемо, что чаще всего ассоциации с войной называли жители Восточной Украины (24,4%).
В тройку основных ассоциаций вошла также положительная ассоциация – Родина (16%). В целом в ответах украинских респондентов позитивные ассоциации практически равномерно переплетаются с негативными.
Следует отметить, что если негативные ассоциации (такие как бедность, нестабильность) встречаются в ответах как украинцев, так и граждан ЕС, то такие положительные ассоциации, как украинская атрибутика, независимость, свободолюбие, добро, радость называли только украинские респонденты.
Примечательно, что ассоциации с независимостью называли вдвое чаще киевляне (14,1%), чем жители Украины в целом (7,7%).
Относительно европейских настроений украинцев, то восприятие Украины как страны, которая имеет большой потенциал европейской страны, входит в первую десятку (7,3%). Чаще всего эту ассоциацию называли жители южных областей (13,7%), а реже – центральных (2,9%). Каждый пятый украинский респондент (20,5%) не смог назвать ни одной ассоциации с Украиной (самый высокий процент отказов на севере страны – 28,6%).
«По вашему мнению, с чем в ЕС ассоциируют Украину?»
Первые две ассоциации украинцев с их Родиной практически полностью совпадают с их представлением о том, с чем ассоциируют Украину граждане ЕС: коррумпированная, неэффективная власть (21,2%), война (21,1%). Самый высокий процент тех, считает, что Украину в ЕС ассоциируют с коррупцией, среди жителей Центральной Украины (они составляют треть опрошенных).
Немало украинцев считает, что граждане ЕС рассматривают отношения с Украиной с чисто экономической точки зрения.
Так, отвечая на вопрос, с чем граждане ЕС ассоциируют Украину, 12,8% назвали дешевую землю, рабочую силу и сырье, 9,5% – долги и кредиты, 7,3% – рынок сбыта, а 7% – плодородную землю. Если сравнить эти данные с результатами опроса Института мировой политики в странах ЕС, то окажется, что эти представления имеют основу, но лишь частично: только в Италии украинцев ассоциируют с уборщицами (на уровне 10%). 11,8% граждан Украины справедливо отметили, что в глазах жителей стран-членов ЕС наше государство ассоциируется с бедностью.
9% жителей стран-членов Европейского Союза действительно ассоциируют Украину с бедностью (эта ассоциация вошла в первую тройку), 22% считают это причиной для отказа в членстве. Лишь незначительный процент украинских граждан (3,4%) верит, что в ЕС наше государство ассоциируется с Майданом (что соответствует и опросу в Европейском Союзе – 2%).
Опрос в Украине показал, что почти 7% украинцев понимают, что Украина и до сих пор в значительной степени находится в тени России. Так, 6,8% украинцев считают, что жители ЕС видят в Украине прежде всего буферную зону и соседа России. В целом более трети украинцев (35,3%) не знают, с чем ассоциируют Украину в ЕС (самый высокий процент на Севере и Востоке Украины – более 38%).
«С чем вы бы хотели, чтобы в ЕС ассоциировали Украину?»
Отвечая на вопрос, с чем бы вы хотели, чтобы ассоциировали Украину, 72,3%з – абсолютное большинство назвали богатую страну. Хотя этот показатель достаточно высок во всех областях, своего пика он достигает в Центральной Украине. Кроме того, чаще всего этот вариант встречается в ответах представителей старшего поколения.
На втором месте желаемых ассоциаций – европейские ценности (42,6%). Географически, меньше всего тех, кто выбрал эту опцию, проживает в южных и восточных областях Украины (менее 40%).
Треть респондентов (29,8%) выразили желание, чтобы лозунг, который часто звучал на Майдане – «Украина – это Европа» – стало стойкой ассоциацией жителей ЕС.
Еще 37,4% украинцев хотели бы, чтобы их ассоциировали государство с туризмом, что свидетельствует о готовности открыть свою страну для мира и осознание большого туристического потенциала Украины. Примечательно, что чаще всего о туризме упоминали представители младшего поколения.
Несмотря на то, что сами украинцы не ассоциируют Украину с Евромайданом, значительная часть (22%) выразила желание, чтобы Украину в ЕС ассоциировали именно с Революцией достоинства.
Чаще всего о майдане, как желанную ассоциаию для Украины вспоминали жители западных областей. Примерно столько же стратегически смотрят на будущее Украины и желают видеть ее региональным лидером (21,5%).
«Какие главные преграды для движения Украины к ЕС?»
Украинцы так же, как и граждане ЕС считают коррупцию (84,7%), олигархов (72,5%) и недостаточное экономическое развитие (56,9%) главными препятствиями движению Украины к Европейскому Союзу.
К тому же, украинцы значительно более критично относятся к самим себе, чем граждане ЕС.
Динамика поддержки евроинтеграции в украинском обществе в 2013 (2012) гг.
Об указанных проблемах заявило почти вдвое больше респондентов, чем европейских. Наиболее популярными первые две опции оказались среди жителей центральных областей.
Конечно же, напрасно было бы ожидать, чтобы результаты опроса в странах-членах ЕС полностью совпадали с ответами респондентов. Ведь для украинцев, Украина – это, прежде всего Родина, а вот образ Украины в Европейском Союзе, зависит уже от нас самих.
В основном украинцы синхронно назвали те же проблемы, которые отметили в контексте Украины граждане ЕС. Есть понимание с двух сторон, что без преодоления коррупции, олигархии, бедности и перспектива членства Украины в ЕС остается призрачной. Также есть осознание того факта, что в нынешнем состоянии наше государство будет восприниматься странами ЕС как экономическое бремя.
Главные выводы
Больше всего украинцы ассоциируют Украину с коррумпированной, неэффективной властью (24,6%). Чаще всего ассоциации с коррупцией называли в Центральной Украине (34%), с войной на Востоке Украины (24,4%). Абсолютное большинство украинцев (72,3%) хочет, чтобы Украину воспринимали как богатую страну.
Почти половина респондентов высказались за то, чтобы Украину ассоциировали, прежде всего, с европейскими ценностями. Украинцы, как и граждане ЕС, единодушны в том, что коррупция и олигархия – основные препятствия на пути Украины к Европейскому Союзу.
Станислав Кинка