Европейские инвестиции в одесский порт

Одесский порт возник даже раньше, чем город. Именно благодаря морю и порту небольшое поселение на берегу Черного моря стало крупным морским хабом. В настоящее время одесский порт является одним из крупнейших в Украине, входя в тройку портов Большой Одессы (Южный, Одесса, Черноморск в порядке расположения с севера на юг).

С начала 1990-х годов в одесский порт приходят иностранные инвестиции. Постепенно государственные стивидоры уступают место частным, которые инвестируют в развитие портовой инфраструктуры и строительство новых комплексов для складирования зерна, масличных, контейнеров и проч. Значительное место занимают инвестиции из стран ЕС.

 

История инвестиций с 1991 года

История прихода иностранных (европейских) инвестиций в одесский порт уходит в первые годы независимости Украины. Тогда ещё не существовало понятия евроинтеграция, но европейский бизнес уже начинал осваивать украинский рынок и порты были тем местом, куда потекли первые инвестиции.

За более чем 25 лет работы в одесском порту общая сумма инвестиций составила порядка 500 млн. долл. В отсутствии законодательства, которое позволяло бы отдавать порты в концессию или осуществлять приватизацию были найдены адекватные законодательству формы сотрудничества, которые более или менее удовлетворяли все заинтересованные стороны.

Терминал компании “Бруклин-Киев” в одесском порту

«Руководители предприятия находили правовые формы, которые давали возможность европейским компаниям управлять отдельными активами порта, образовывать стивидорные компании и заниматься перевалочной портовой деятельностью. Таким образом, образовалось порядка 13 стивидорных компаний, которые уже на протяжении десятилетий ведут свою работу в Одесском морском порту. За это время удалось реализовать несколько серьезных инфраструктурных проектов, вложить частные средства и дать серьезный толчок для развития производственных фондов и мощностей. Это тянет за собой и увеличение налоговых отчислений, и увеличение рабочих мест, и прежде всего сохранение грузовой базы», – говорит Руслан Сахаутдинов, первый заместитель начальника администрации Одесского морского порта в 2016 году.

Зерновые мощности компании “Бруклин-Киев” в одесском порту

Среди крупных европейских игроков, которые инвестировали в портовую индустрию одесского порта стоит отметить следующие проекты:

  1. Компания «Альфред С. Топфер» (с 2014 г. изменила название на «ADM Украина»), мировой зерновой трейдер, реализовала свой инвестиционный проект на базе предприятия «Укрэлеваторпром». Тогда был построен причал № 29, сейчас № 43. В тылу причала вырос современный элеватор мощностью 213 000 тонн с высокой производительностью, до 15 000 тонн в сутки.
  2. Ещё один проект был реализован совместно с компанией CHS. Эта компания совместно с украинским инвестором построили зерновой терминал в тылу причала № 3.

 

Европейские кредиты на развитие портовой инфраструктуры

Часть инфраструктурных проектов в одесском порту реализуется с привлечением средств европейского банка реконструкции и развития. В частности на территории порта реализуется важный проект «Карантинный мол». Большего по объемам инфраструктурного проекта пока в Украине не было. По параметрам проекта он подразумевает намывка 19,3 га территории, постройку соответствующей инфраструктуры, которая позволит функционировать на его базе специализированному контейнерному терминалу, создание причальной линии в 650 метров, Ланжероновской гавани, южного берегового укрепления и волнолома. Реализация всего проекта оценивается в 640 млн. долл.

Мощности компании “ГПК-Украина”, с 2017 г. – Контейнерный терминал Одесса

Проект связан с целым рядом сложностей, но 17 июля 2014 года были получены положительные заключения Государственной строительной экспертизы. С тех пор государство получает отдачу от уже построенных мощностей. В 2017 году было принято решении о завершении проекта «Карантинный мол».

«Мы, наконец, подошли к четким и понятным действиям по окончанию строительства на Карантинном молу. Это стало возможным, в том числе благодаря договоренностям АМПУ о привлечении финансирования со стороны немецкого правительства. Реализация проекта должна обеспечить увеличение мощностей переработки контейнеров на 600 тыс. TEU в год, а это – дополнительные рабочие места и дополнительные поступления в государственный бюджет страны», отметил и. о. председателя ГП «АМПУ» Райвис Вецкаганс.

Привлекает кредитные средства ЕБРР и крупный частный стивидор – компания «Бруклин-Киев», которая оперирует в порту с начала 1990-х годов. В этом случае инвестиции пошли на создание крупного элеватора объемом 244 000 тонн.

Мощности компании “Бруклин-Киев” в одесском порту

«Это одна из старейших компаний, которая имеет двухсотлетнюю положительную историю. Мы очень рады, что нашему партнеру, компании «Бруклин-Киев» удалось найти возможность для сотрудничества с такой важной европейской компанией. Мы благодарны учредителям компании, что они в такое нелегкое время смогли привлечь инвестора. Компания «Бруклин-Киев» показала себя на высоте в такое сложное время, когда стабильность только на горизонте и принятие решений дается нелегко», – говорит Руслан Сахаутдинов.

В 2015 году компания отстаивала свое право на земельный участок в суде. И только в 2017 году смогла снести мешающие строительству комплекса пустующие здания на территории порта.

Снос “голубого” здания, которое мешало реализации инвестиционного проекта

«Исторический момент – демонтаж «голубого здания» в Одесском морском порту, которое стояло преградой инвестиционному проекту стоимостью более 100 млн. долл. Несколько лет бюрократической волокиты мешали развитию и завершению реализации инвестиционного проекта компаний «Бруклин-Киев» и Louis Dreyfus. При финансовой поддержке Европейского банка реконструкции и развития в объеме 60 млн. долл. проект позволит иметь терминал пропускной способностью до 4,5 млн. тонн. А это новые рабочие места и развитие порта», – подчеркнул министр инфраструктуры Владимир Омелян.

 

Перспективы развития город-порт

В настоящее время Одесский порт обеспечивает до пяти тысяч рабочих мест и генерирует до 1,5 млрд. грн. налоговых отчислений в бюджеты разных уровней.

По мнению Юрия Мельника, специалиста по планированию, все предприятия, так или иначе связанные с морехозяйственным комплексом, обеспечивают в Одессе до 30 тыс. рабочих мест и 1 млрд. грн. налоговых поступлений только в городской бюджет. Таким образом, значение порта в экономической и социальной жизни города весьма велико.

Очевидно, что увеличение европейских инвестиций в портовую отрасль, и одесский порт в частности, позволит развиваться городу, получая необходимые налоговые поступления от функционирования отрасли. При этом важным является имплементация законодательного корпуса и обеспечения защищенности иностранных инвестиций.

«Одним из альтернативных механизмов увеличения объема инвестиций в портовую отрасль являются тесные коммуникации с международными компаниями, инвесторами и операторами. В течение этого года АМПУ активно развивает международное партнерство, в том числе путем заключения меморандумов о сотрудничестве с крупнейшими компаниями и организациями мирового уровня, в которых декларируются намерения Администрации морских портов Украины по развитию стратегических объектов в портах, а инвесторов – по развитию наземной инфраструктуры и обеспечение ее соответствующим грузопотоком», – подчеркивает Владимир Шемаев, Начальник отдела стратегического планирования и развития ГП «АМПУ».

Согласно перспективным развития портовой отрасли на период до 2038 года объем грузооборота может вырасти от 0,5% до 7% ежегодно. Это может привести к общему росту грузооборота с имеющихся 132 млн. тонн до 150 млн. тонн (пессимистический сценарий) или до 596 млн. тонн (оптимистический сценарий).

Перспективы развития портов Украины: объемы грузооборота

Необходимость привлечения частных инвестиций и развитие формы государственно-частного партнерства является и отражением реальной ситуации в отрасли: если в 2012 году на долю государственных стивидорных компаний приходилось 39% перевалки грузов, то в 2016 году этот показатель составляет всего 29%, то есть частные операторы переваливают 71% всех грузов украинских портов. И сохраняется тенденция к увеличению процента участия частных стивидоров в общем объеме перевалки грузов в украинских портах.