ЕС уделяет большое внимание трансграничному сотрудничеству, в том числе между приграничными регионами стран-членов союза и соседними государствами. Основной формой сотрудничества и реализации региональной политики Европейского Союза являются Еврорегионы.
Подобная форма позволяет его участникам создавать совместные экономические структуры, развивать приграничную торговлю, реализовывать различные проекты в области туризма, экологии, спорта и культуры. Что немаловажно в рамках подобной формы сотрудничества как Еврорегион могут быть устранены многие таможенные барьеры и препятствия для перемещения рабочей силы.
Из истории развития отношения в формате Еврорегиона «Нижний Дунай»
Еврорегион «Нижний Дунай» как форма трансграничного сотрудничества между соседними административно-территориальными образованиями Украины, Румынии и Молдовы существует около 20 лет. На сегодняшний день в его состав входят Одесская область (Украина), уезды Брэила, Галац, Тульча (Румыния), районы Кагул и Кантемир (Молдова). В настоящее время в организационную структуру Еврорегиона входят: Совет Еврорегиона – высший орган управления (девять человек – по три от каждой стороны); председатель Еврорегиона; вице-председатели Еврорегиона; комиссии по сферам деятельности; координационный центр.
Создание Еврорегиона «Нижний Дунай» имело целью разрешение следующих задач: достижение гармоничного и сбалансированного развития экономической деятельности в приграничных регионах наших стран; решение ряда вопросов и проблем в сфере охраны окружающей среды; обеспечение соответствующего уровня занятости и социальной защиты населения; улучшение качества жизни жителей региона; осуществление мер по интеграции транспортной инфраструктуры между странами участницами «Нижнего Дуная» в единую сеть европейских транспортных коридоров; формирование единого культурного пространства в Придунавье; решение ряда вопросов по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф. В 2001 году Еврорегион «Нижний Дунай» стал членом Ассоциации европейских пограничных регионов. Во время председательства Одесской области, Еврорегион был награжден специальным призом организации «Парус Папенбурга», как наиболее динамично развивающийся регион Европы.
В марте 2009 года, в румынском Галаце, Еврорегион был преобразован в Ассоциацию трансграничного сотрудничества «Еврорегион Нижний Дунай» и получил статус юридического лица. В рамках существования еврорегиона были реализованы следующие программы: TACIS «Бизнес – инфраструктура Одесской области», «Предотвращение чрезвычайных ситуаций и защита от наводнений в Еврорегионе», оказана помощь Фонду поддержки предпринимательства в Измаиле и др.
«Сотрудничество в регионе «Нижний Дунай» можно считать одним из самых успешных. Я считаю, что это закономерно, так как наши страны соединены общими традициями. Особенно это проявляется в приграничном районе. Хочу напомнить, что есть хорошие новости. Такой новостью является подписание договора о приграничном передвижении. Мы надеемся, что подписание договора будет способствовать развитию динамики наших отношений», – отметил Думитру Керики, советник по экономике Генерального Консульства Румынии в Одессе.
Экономическое сотрудничество в Еврорегионе «Нижний Дунай»
Что касается стартовых позиций, то они у Еврорегиона весьма неплохие. Площадь на которую распространяется действие занимает боле 53 тыс. км2 с населением более 3.8 млн. человек. Однако ряд проблем осложняет развитие экономических отношений в Еврорегионе. Среди них, по мнению Анастасии Мироновой, заместителя директора департамента внешнеэкономической деятельности и европейской интеграции Одесского областной администрации, традиционная периферийность приграничных территорий, усугубляемая упадком перерабатывающей и пищевой промышленности со стороны Украины и последствия экономического кризиса 2008-2009 гг., вследствие чего в сфере экономики стала преобладать сфера услуг.
Нельзя не отметить выгодного географического положения украинской части Еврорегиона, наличия трех портов (Рени, Измаил, Усть-Дунайский), которые потенциально могут стать локомотивом развития региональной экономики. На практике же грузопотоки обминают Украину, что связано с низкой технологичностью украинских портов и высокой изношенностью инфраструктуры. Немаловажным фактором является традиционно высокий уровень коррупции, с чем в последнее время стали активно бороться.
«Можно сказать, что по таможне ситуация в целом в пунктах пропуска терпимая. Но это не исключает проявление коррупции со стороны инспекторского состава по отношению к субъектам. Но вынужден констатировать, что большинство субъектов продолжают платить взятки либо выражать благодарность сотрудникам таможни за выполнение ими служебных обязанностей. Но субъектам, которые хотят работать честно и имеют на это все основания, можно работать, не испытывая никакого дискомфорта по сравнению с теми субъектами, которые платят взятки», – отметил руководитель рабочей группы быстрого реагирования общественного движения «Нет коррупции на транспорте» Виктор Берестенко комментируя ситуацию по оформлению грузов на Одесской таможне.
Для полноценного использования возможных вариантов сотрудничества в рамках Еврорегиона необходимо капитальный ремонт дорожной сетки, возможно даже строительство автомобильной трассы европейского уровня. Это позволило бы значительно увеличить пассажирооборот и перевозку грузов автомобильным транспортом, альтернативы которому в регионе практически нет. Определенную проблему для украинской стороны составляет и то, что часть автомобильных дорог проходит вблизи границы или же по территории сопредельных государств.
Экономическое сотрудничество в Еврорегионе «Нижний Дунай» должно учитывать и различие в специализации административных единиц трех стран, которые его составляют. Со стороны Украины на Юге Бессарабии расположены в основном предприятия специализирующиеся на переработке сельскохозяйственного сырья, пищевой промышленности. Румынский Галац является важным индустриальным центром сопредельного государства. Молдавские районы, которые входят в регион «Нижний Дунай» имеют сельскохозяйственную специализацию, в частности там развито производство вина. Таким образом, перспективным может стать дальнейшее углубление сотрудничества в сфере сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности, а также, возможно судостроения.
Политическое сотрудничество тоже возможно
Хотя Еврорегион создался не для того, чтобы принимать политические решения, в его рамках возможны некоторые решения, которые касаются региональной политики.
«Их [Еврорегионов – авт.] функционирование осуществляется на основе перераспределения власти между центральным правительством и приграничными сообществами, наделенными полномочиями самостоятельно регулировать свою деятельность и заключать межрегиональные трансграничные соглашения в соответствии с государственным законодательством», – отмечает политический эксперт Павел Аксенов.
В частности политический аспект сотрудничества связан с разработкой и согласованием на межгосударственном уровне порядка упрощенного пересечения украинско-румынской государственной границы гражданами Украины, которые проживают на территории Еврорегиона «Нижний Дунай»; проведением демаркации государственной границы между Украиной и Республикой Молдова; увеличение количества пропускных пунктов на украинско-молдавском участке границы и проч.
Стоит отметить, что отношения между Украиной и Румынией в двухстороннем формате не всегда являются безоблачными. Румыния выступает, безусловно, с позиции признания территориальной целостности украинского государства, однако ряд политиков правого толка, иногда выступают с высказываниями, обвиняющими украинскую сторону в ассимиляции и денационализации румынского меньшинства, проживающего на территории Украины, в частности компактно и на территории Одесской области. Кроме того в 2012 году Министерство иностранных дел Украины выразило обеспокоенность тем, что этнические румыны Украины массово получали гражданство соседнего государства.
Сложности добавляет многоэтничный состав населения региона, наличие большой компактно проживающей общины гагаузов, которые периодически выступают за предоставление им большей самостоятельности в рамках республики Молдова (Гагаузская автономия), а также существования в незначительном отдалении непризнанного государственного образования – Приднестровская Молдавская республика.
Заключение
«Мы не можем не обращать внимания на новые обстоятельства, которые влияют на реализацию Дунайской стратегии ЕС в Украине. Хотя аннексия Россией Крыма и антитеррористическая операция на Востоке непосредственно не затрагивают придунайские регионы нашей страны, тем не менее, мы не можем игнорировать их влияние на политическую и экономическую ситуацию в Украинском Придунавье. Причем мы должны видеть не только негативные последствия, но и новые возможности, которые открываются сегодня перед регионом», – подчеркнул народный депутат Верховного совета Украины 7-го созыва Сергей Гриневецкий в своем докладе «Дунайская стратегия как инструмент регионального развития».
С этим можно согласиться, т.к. нынешняя ситуация кризиса представляет и поля для эффективной деятельности при условии реальной борьбы с коррупцией, а не имитации реформ. Безусловно, что серьёзные инфраструктурные проекты не смогут осуществляться без привлеченных инвестиций, а они появятся не ранее, чем внутриполитическая ситуация в Украине придет в норму. Однако уже реализованные проекты показывают, что перспектива сотрудничества существует, в особенности в сфере экологии и туризме.
Среди перспективных направлений развития Еврорегиона «Нижний Дунай» отметим инфраструктурные проекты, связанные в частности с обустройством паромных переправ и усовершенствований в портовой сфере, а также строительство новых автомобильных путей сообщения и реконструкцию уже существующих.
(Статья подготовлена при поддержке Фонда развития СМИ посольства США в Украине)