Гендерное равенство в Одесском областном совете в контексте национального законодательства

По индексу гендерного равенства (Global Gender Index) в 2014 году Украина находится на 56 месте, в компании Сербии (54-е место), Хорватии (55), Польши (57) и Боливии (58). Однако этот показатель и сам делится на четыре категории: уровень экономического участия и возможностей, образования, здоровья и вовлеченности в политику. Гендерное равенство в Украине прослеживается только на уровне профессиональных и технических работников в экономической сфере, по всем показателям образования и в ожидаемой продолжительности жизни.

 



 

 

Наиболее низким является уровень вовлеченности женщин в политику, где Украина занимает 105 место.

 

Если показатель равенства полов принимается за 1, то индекс участия женщин в парламенте достигает 0,11 и 118 место в мире за Украиной, женщин-министров – 0,17, а показатель years of female head of state – 0, 06.

При этом вспомним, что Верховная Рада VIII созыва представлена рекордным количеством женщин в парламенте за всю историю Украины со времен независимости.

 

Лидером по гендерному равенству в 2014 году признана Исландия.

 

Для того чтобы, наконец, стать полноценной европейской державой,  нужно ввести в исполнение формальные нормы законодательства, контроль за исполнением которых в теории вытеснит неформальные практики украинских реалий.

 

Сама сущность принципа гендерного равенства состоит в том, что и женщины, и мужчины свободные и равные субъекты взаимодействия. Оба гендера обладают автономией участия в социальных связях и отношениях, в реализации своих прав и законных интересов.

 

Резонно заметить, что гендерное неравенство – это далеко не только тогда, когда в правах ущемляют женщин, как исключительно считают сексисты. Мужчины также могут быть ущемлены в своих правах. А цель сбалансированной политики гендерного равенства – это обеспечение одинаковых возможностей.

 

В Украине есть закон, регулирующий аспекты гендерного равенства. Он принят в 2005 году, и дополнен поправками в 2013 и 2014-х годах.

 

Статья 12 закона говорит о том, что по решению Областного совета в составе исполнительного комитета может быть назначен Уполномоченный по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин. Этой же статьёй обеспечивается исполнение общегосударственных и региональных программ по вопросам обеспечения гендерного равенства органами исполнительной власти и местного самоуправления. В ходе мониторинга аналитиков Центра политических студий и аналитики, а также Институт политической информации, было выяснено, что в Одесском областном совете такая должность отсутствует.

 

В документе находится и положение о том, что органы исполнительной власти и местного самоуправления придерживаются принципа гендерного равенства, который означает отсутствие отдельного порядка начисления заработной платы для женщин и мужчин. Такой порядок начисления зарплаты в Одесском областном совете не соблюдается, однако нормативно-правовых актов, закрепляющих и регулирующих формально отсутствие дискриминации, не существует.

 

Формирование кадрового резерва для замещения должностей государственных служащих и должностей в органах местного самоуправления, продвижение по службе по закону осуществляется с обеспечением равных прав и возможностей для женщин и мужчин. Нормативно-правовые акты Одесского областного совета, которые регулируют эту сферу деятельности, пока что не приняты.

 

Статья 7 того же закона способствует сбалансированному представительству полов в управлении и принятии решений. Принцип гендерного равенства при распределении должностей руководителей структурных подразделений исполнительного комитета, глав постоянных депутатских комиссий  и членов исполнительного комитета Областного совета должен по закону соответствовать определенной формуле.

 

Её соблюдением считается представительство полов:

– 50% на 50% (при чётном количестве членов исполкома)

– 50% на 50% + 1 человек (при нечётном количестве членов исполкома).

 

На сегодня из 11 должностей руководителей структурных подразделений 7 занимают женщины, а 4 – мужчины. Таким образом, происходит дискриминация мужчин.

 

В настоящее время из 39 членов президиума областного совета 36 мужчин и 3 женщины. Налицо ущемление прав женщин. А из 19 председателей постоянных депутатских комиссий 16 мужчин и 3 женщины, что свидетельствует о том же.

 

 

Таисия Кривенко, экс-министр социальной политики подчёркивает, что гендерное равенство на уровне принятия политических решений «повышает» такие демократические нормы, как равные возможности женщин и мужчин, их представительство в органах государственной власти, а также общую ответственность за дальнейшее развитие общества.  

 

В соответствии с Планом мероприятий по имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС, а именно пунктов 389 и 404, приведение в соответствие с законодательством статей Соглашения об ассоциации по обеспечению гендерного равенства возложены на Министерство социальной политики Украины. Однако руководящий аппарат самого министерства состоит на 100% из мужчин.

 

Президент Международного женского правозащитного центра «Ла Страда-Украина» Екатерина Левченко резюмирует, что несмотря на то, что Украина в последние годы ратифицировала немало соответствующих международных документов, ситуация с обеспечением гендерного равенства остается неутешительной. По её словам, для того, чтобы что-то изменить, нужна прежде всего политическая воля руководства.

 

 

Для выравнивания показателей Одесского областного совета необходимо разработать, обсудить с общественностью и экспертами, а затем принять необходимые нормативно-правовые акты, закрепляющие гендерный баланс.

 

Необходима также комплексная Программа обеспечения гендерного равенства и учреждение должности Уполномоченного по вопросам обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин. Однако вопрос о том, будут ли эти нормы очередными словами, а должность – ещё одним «хлебным местом» остаётся открытым до того момента, пока закон станет обязательными для всех без исключения.