Дебаты по поводу результатов референдума, проводимого в Нидерландах, о ратификации Соглашения об ассоциации Европейского союза и Украины становятся все горячее к дате его приближения. Соглашение, которое постепенно прошло ряд ратификаций парламентами стран-участниц ЕС, уже успело сделать Украину основным ньюсмейкером Восточной Европы. Несмотря на свой долгий путь, начавшийся еще в 2007 году, и определенную степень скептицизма, текст договора был утвержден Еврокомиссией, принят Европарламентом и передан на ратификацию всем странам ЕС на национальном уровне. Именно на этом этапе Украина и стала камнем преткновения для голландских националистических партий, радикально настроенных по отношению к надгосударственной политике ЕС и давно искавших предлог для ее саботирования.
Дело в том, что ЕС как международное образование, сочетающее признаки международной организации и единого государства, формально не является ни тем, ни другим. Поэтому в определённых областях, несмотря на наличие двух законодательных органов (Совета ЕС и Европарламента) решения до сих пор дополнительно согласовываются с правительствами стран-членов ЕС, к чему также в определенных случаях обязывают процедурные положения Лиссабонского Договора, Ниццкого договора и правовая база статьи № 217 Договора о функционировании Европейского союза.
Каким же образом возникает ситуация, когда страна, уже высказавшаяся по определенному вопросу через своих представителей в Европарламенте (выборный орган, количество мест в котором предоставляется по квотам), Совете ЕС (совет министров стран-участниц ЕС), да и в собственном национальном парламенте, все равно в самостоятельном порядке может блокировать внешнеполитические решения ЕС?
Данная правовая коллизия исходит из права стран-участниц ЕС на проведение референдумов местного уровня, решения которых имеют консультативный характер, закрепленного положениями Лиссабонского Договора в 2007 году. Таким образом, параллельно с решением парламента по тому или иному вопросу, инициированный отдельными политическими партиями референдум может подтвердить или опровергнуть данное решение. Однако последнее слово всегда остается за парламентом, который, конечно же, учитывает все электоральные риски. Подобная ситуация возникла и в Нидерландах.
С момента последних выборов настроения в обществе существенно изменились. Голландия является одной из стран, где антиевропейская риторика наиболее сильна, хоть правящие силы всецело поддерживают евроинтеграционные процессы. Ближайшие парламентские выборы в Нидерландах пройдут в 2017 году, и определенные представители общества искали повода, чтобы выразить свое несогласие с проводимой ЕС политикой. Наиболее подходящим событием для этого стала ратификация Соглашения об ассоциации ЕС с Украиной. Не секрет, что для многих голландцев понятия «евроассоциация» и «вхождение в состав ЕС» являются синонимами. Нидерландские политические партии евроскептиков (Партия свободы и Социалистическая партия), воспользовавшись ситуацией, сагитировали своих сторонников на проведение общенационального референдума, собрав для этого 300 000 подписей. Думаю с дальнейшими баталиями, которые развернулись между лагерями сторонников и противников данной темы читатель уже хорошо знаком.
Само наличие подобной конфронтации серьезно расшатывает внешнеполитический вектор ЕС и европарламентарии это понимают. В конечном итоге, скорее всего, Соглашение будет ратифицировано (возможно, с поправками) Советом ЕС и передано на исполнение в Еврокомиссию. Однако даже если считать процесс ратификации Соглашения делом завершенным и предположить, что результаты национального референдума в любом случае будут принесены в жертву ради единства ЕС, возникает вопрос, который многих тревожит уже сейчас: каким образом унять возникающее впоследствии негодование, умело подогретое голландскими популистами? Обвинения в злоупотреблении властью и посягательстве на национальный суверенитет стран-участниц поставят под удар и Совет ЕС и сам парламент Нидерландов, который, дабы обезопасить себя, безоговорочно примет любые результаты референдума. Особенно данные опасения актуальны в преддверие референдума о выходе Великобритании из состава ЕС, назначенном на 23 июня 2016 года.
К сожалению, любой исход референдума создает массу вызовов для Европейского Союза. Поэтому идеальным вариантом было бы, если бы референдум не состоялся вообще. По закону результаты референдума будут признаны, только если явка избирателей составит свыше 30%. То есть, если учесть, что население Нидерландов составляет чуть больше 15 млн. человек (не все на момент проведения будут находиться на местах), то проголосовать должны около 4,5 млн. человек. Противники евроинтеграции не упустят свой шанс и максимально консолидируют свои силы. А что же делать ее сторонникам? В данном случае, зная о заведомом проигрыше, уместней всего было бы вовсе не явиться на референдум. Тот самый случай, когда безразличие способно сделать больше, чем активная гражданская позиция.