Политический компромисс и консенсус в политике можно назвать инструментами выработки властных решений. Консенсус, несомненно, более широкое понятие, чем компромисс, который может трактоваться как уступка, отражает решительную готовность к действиям, а не к демагогии.
Именно о консенсусе на уровне политики сегодня и пойдёт речь. Коалиционное соглашение, рассматриваемое в течении нескольких последних недель, лежит в основе предполагаемой дальнейшей деятельности украинских парламентариев, и должно, чисто теоретически, привести к политическому соглашению относительно дальнейших перспектив реформирования нашего государства. Однако специалисты смотрят на это практичнее.
«Банковая готовилась к закреплению фактически президентской формы правления. Но избиратель решил иначе – и в этом главный итог прошедших выборов в украинский парламент. Наша страна будет парламентско-президентской республикой, в которой у главы государства появятся все возможности сосредоточиться на своих конституционных полномочиях», а «коалиционное соглашение, появившееся на сайте Блока Петра Порошенко спустя несколько дней после парламентских выборов, свидетельствует, что в администрации президента готовились именно к такому ходу событий – ну или в крайнем случае к коалиции с Народным фронтом в роли младшего партнера…», — комментирует Виталий Портников.
Читайте также на «Информер»: Антикоррупционные стратегии партий, прошедших в Верховную Раду. Аналитика
Напоминаем, что на своём сайте БПП опубликовал текст Коалиционного соглашения, основанного на «Стратегии -2020» и предусматривающего 13 реформ: обновление власти и антикоррупционную реформу; судебную реформу; децентрализацию и реформу государственного управления; реформу правоохранительной системы; реформу системы национальной безопасности и обороны; реформу системы здравоохранения; дерегуляцию и развитие предпринимательства; реформу энергетики и энергонезависимости; реформу жилищно-коммунального хозяйства; реформу финансового сектора; инфраструктуру и транспорт; реформу сельского хозяйства и социальную и гуманитарную реформу.
Как считает Виталий Портников, первостепенной задачей парламентариев должно выступить создание широкой коалиции Майдана. Однако «когда коалиционное соглашение обнародуют, мы узнаем, сколько в нем сюрпризов на самом деле – и по их количеству сможем примерно вычислить дату следующих досрочных парламентских выборов».
«Коалиция в новой Раде может развалить Украину», – так говорит Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии на ресурсе РИА Новости Украина.
«Большое количество партий, самых разных, преодолевают барьер, и они могут объединиться против Порошенко. Это тоже нельзя исключить», — комментирует Михаил Погребинский на круглом столе в РИА Новости перед парламентскими выборами.
Читайте также на «Информер»: Образование в предвыборных программах политических партий
Председатель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, отмечает: «относительно недоговоренностей между президентской и премьерской командой: я уверен, что они договорятся. Потому что другого выхода у них нет. Да, они сейчас соревнуются, даже ругаются между собой, но другого выхода нет. Я скажу очень цинично: если не договорятся – денег не будет».
И «Если возникнут противоречия внутри коалиции или внутри правительства я, скажем так, ожидаю весной следующего года возможность переформатирования или коалиции, или правительства в случае возникновения или обострения существующих проблем, в частности вокруг проведения реформ», – подводит итоги специалист.
Политолог Игорь Шатров смотрит на проблему таким образом: «Эти выборы еще больше усугубляют раскол, который существует на Украине. Верховная рада получилась очень пестрая по составу. И все эти политические силы в определенный момент могут начать разбегаться от центра, от Порошенко». Эксперт добавляет, что нынешняя Рада может не проработать и срока.
По словам руководителя социологической службы «Украинский барометр» Виктора Небоженко, очевидно, что основу будущей коалиции составят партии-лидеры избирательной гонки: Блок Петра Порошенко, объединение «Самопоміч» и «Народный фронт». «Это наиболее реальная конфигурация», – сказал он. Но «это коалиция не по программе, как жить Украине, а по разделу должностей. Это немножко разные вещи», – отмечает эксперт.
Андрей Окара, руководитель Центра восточно-европейских исследований (г.Москва), считает, что «коалиция точно будет состоять из трех партий, а именно: Блок Порошенко, партии Яценюка и «Самопомочі».
Поведя итоги, нужно сказать, что формирование парламентского большинства и правительства, а также их эффективное взаимодействие и способность договориться, определят роль парламента в старой новой парламентско-президентской республике, которой опять стала Украина. Эффективный парламент, в таком случае, будет означать устойчивое и стабильное политическое развитие государства в целом.
Ксения Селина