Индекс публичности Одесского городского совета: цифры неутешительны

25 октября этого года состоятся выборы в местные советы. Количество депутатов в Одесском городском совете будет уменьшено почти вдвое. О том, насколько открытой была работа депутатов текущего созыва, рассказали аналитики Одесского областного представительства Комитета избирателей Украины.

 

Методика и эксперты

30 сентября Одесская областная организация «Комитета избирателей Украины» представила общественности результаты очередного мониторинга. На этот раз эксперты решили «аттестовать» депутатов городского совета.


Для того чтобы оценить работу депутатов, Комитет избирателей Украины обратился к более чем 60 экспертам из числа журналистов, редакторов одесских изданий, политологов, преподавателей вузов и общественных деятелей. Деятельность депутатов оценивалась по параметрам открытости и прозрачности, добропорядочности, а также подотчетности. В случае полного соответствия каждому из представленных критериев по трем параметрам депутат мог получить 5 баллов. Для ряда критериев предусматривались промежуточные оценки, когда депутат лишь частично соответствует критерию. Все полученные баллы суммировались и делились на 14 (количество критериев, определенных для анализа). Таким образом, в случае полного соответствия всем критериям деятельность депутата могла быть оценена в 5 баллов.


В конечном счете, 32 эксперта прислали организаторам аттестации свои оценки, и это позволило аналитикам КИУ оценить работу депутатов.


По результатам исследования только двоим депутатам (Александр Остапенко и  Марина Клюева) из 120 эксперты смогли поставить оценку «5» и еще десять депутатов получили четверки. Остальные получили двойки, тройки и даже единицы.

 

Посещение сессий

Многие депутаты Одесского городского совета нынешнего созыва весьма вольно относились к своим прямым обязанностям – посещению сессий городского совета. По словам руководителя областного представительства КИУ в Одесской области Анатолия Бойко, именно посещение сессий является одной из немногих обязательных обязанностей депутатов местных советов, в том числе и Одесского городского совета.


«Депутаты имеют нехорошую привычку, прогуливая сессии, как нерадивые школьники или студенты, они просят соседа «отметиться» за них в «журнале», то есть проголосовать их карточкой, когда их нет в зале. Таких «услужливых друзей», голосующих за «того парня» в городском совете, журналисты заметили 15», – отметил представитель Комитета избирателей Украины.


В результате опроса оказалось, что дисциплинированными можно назвать только 14 депутатов городского совета, они не пропустили ни одной сессии, трое пропустили больше половины заседаний, 43 депутата прогуляли 10% сессий, а 26 депутатов Одесского городского совета пропустили каждое пятое заседание 20%.

 

Доходы депутатов, отчетность и «скандальные» голосования

Аналитики КИУ пришли к выводу, что полностью соответствуют критериям финансовой отчетности только декларации девяти депутатов. Т.е. только девять из 120 депутатов отчитались о своих доходах перед избирателями.


«111 народных избранников посчитали, что могут проигнорировать норму закона о декларации доходов и публикации этой декларации. Только 25 из 112 подали в городской совет отчеты за четыре года работы. девять депутатов сподобились отчитаться за год, семь за три года, а 59 вообще не отчитывались ни разу. При этом только 9 отчетов полностью соответствуют требованиям закона», – отмечают спикеры КИУ.




Оценки подлежали также голосования за проекты «скандальных» решений, которые вызвали и вызывают общественный резонанс: «Об определении части Одесского городского совета в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью «Международный аэропорт Одесса и взноса КП «Международный аэропорт «Одесса» в совместную деятельность», а также «О продаже пакета акций Закрытого акционерного общества (ЗАО) «Пассаж».


Не голосовали ни за один спорный проект решения 38 депутатов городского совета. Голосовали, как минимум, за один спорный проект решения 82 депутата городского совета.


«Работа депутата, правда, состоит не только из голосования на сессии, депутаты могут влиять на происходящее в городе, подавая запросы в городской совет, получать, таким образом, информацию и предлагать городскому совету решение той или иной проблемы. Воспользовались этой возможностью 85 человек», – отмечается в отчете Комитета избирателей Украины.

 

 

 

Открытость депутатов Одесского городского совета

В целом КИУ не очень высоко оценил открытость и работу депутатов Одесского городского совета. Это связано с важным фактором – отсутствие информации о большой части депутатов на официальном сайте городского совета.


«Невозможно положительно оценить работу депутата, который утаил информацию о себе и от избирателей и от собственных коллег в городском совете. Из 120 городских избранников про 55 человек на сайте городского совета вообще нет никакой информации. Вряд ли городской совет располагает достаточным количеством профессиональных сыщиков, чтобы собирать информацию на депутатов, тем более, что ценность такой работы сомнительна. В идеале предполагается, что депутат заинтересован в том, чтобы его избиратель знал, кто он такой, и голосовал за него в следующий раз, но издержки смешанной систем, которая действовала во время прошлых выборов, когда половина депутатов избиралась по спискам партий, привели к тому, что многие депутат остались «неизвестными»», – отметил Анатолий Бойко.


Вся информация есть только по следующим депутатам: Виктор Бороган, Виталий Дорофеев, Марина Клюева, Николай Крикливый, Екатерина Курлянд, Светлана Осауленко, Александр Остапенко, Анатолий Рагулин, Роман Скомороха, Александр Шеремет. Информация об остальных если и есть, то неполная.


Резюмируя вышеизложенные результаты мониторинга аналитики КИУ высказали предположение, что уменьшение числа депутатов Одесского городского совета только положительным образом скажется на качестве самих избранников.


 

Станислав Кинка