Иностранные инвестиции в портовую индустрию Украины

Текущее положение портовой индустрии Украины связано с присутствие как государственных, так и частных стивидорных компаний, которые оперируют мощностями в портах Украины. Большая часть крупных игроков имеет иностранные инвестиции, которые развивают так или иначе украинскую портовую отрасль.

 

Договор об Ассоциации сможет привлечь дополнительные инвестиции

Подписание договора об Ассоциации между ЕС и Украиной предусматривает либерализацию рынка предоставления услуг на водном транспорте. Это может привлечь дополнительных игроков в частности в сфере речных перевозок и каботажного плавания, хотя создаст для украинских компаний дополнительные трудности и усилит конкуренцию.

Договор об Ассоциации сможет привлечь дополнительные инвестиции

«Наравне с установлением режима наибольшего благоприятствования Соглашением также закрепляется принцип запрета дискриминации, что в частности не позволит устанавливать различные ставки таможенных или портовых сборов для суден с украинским флагом и иностранных суден. На практике, данные положения Соглашения также откроют украинский рынок для европейских экспедиторских, агентских и крюинговых компаний», – считает эксперт Евгений Блинов.

 

Крупнейшие инвесторы в портовую индустрию Украины

Один из крупнейших стивидоров ООО «Бруклин-Киев», который оперирует в одесском порту и имеет виды на порты в Черноморске и Николаеве, вложил в свои мощности более 280 млн. долл., в том числе средства ЕБРР для строительства зернового терминала (хранилища) на территории одесского порта.

Мощности ООО «Бруклин-Киев» в одесском порту

В начале текущего года появилась информация, что компания «Нибулон» получила от ЕБРР кредит в размере 50 млн. долл. Выделенные средства будут направлены на расширение и модернизацию логистической инфраструктуры «Нибулона» в 2018-2019 годах, а общая сумма проекта оценивается в 141,4 млн. долл.

Компания «Нибулон» получила от ЕБРР кредит в размере 50 млн. долл.

«Его цель – расширение и оптимизация логистики речной зерноперевалки, увеличение объемов торговли зерном, снижение доли автомобильных и железнодорожных перевозок. Реализация проекта должна привести к повышению рентабельности «Нибулона» и сокращению вредного воздействия на окружающую среду», – сообщают в пресс-службе ЕБРР.

Значительные суммы в развитие портовой инфраструктуры вкладывает компания «Контейнерный терминал Одесса» (бывш. «ГПК-Украина»). Компания является дочерней фирмой крупного немецкого оператора, который расположен в Гамбурге. С 2001 года она оперирует контейнерным терминалом в Одесском морском порту. С 2010 года совместно с АМПУ строит новый контейнерный терминал «Карантинный мол», предусматривающий расширение пропускной способности на 600 тыс. TEU годовой перевалки. Общий объем инвестиций в проект превышает 5 млрд. гривен. В настоящее время главной задачей является реализация проекта по восстановлению волнолома и углублению акватории в районе нового терминала до 15 м. в этом проекту будет принимать участие Немецкий государственный банк развития (KfW).

Значительные суммы в развитие портовой инфраструктуры вкладывает компания «Контейнерный терминал Одесса» (бывш. «ГПК-Украина»).

В активе крупнейшего производителя и экспортера подсолнечного масла в Черноморском регионе компании «Кернел» (акционеры компании — европейские институциональные инвесторы и пенсионные фонды) находится перевалочный зерновой комплекс «Трансбалктерминал» (Черноморск), который оценивается в 95 млн. долл. В настоящее время холдинг готовится удвоить свои мощности в порту Черноморска.

Крупнейший производитель и экспортер подсолнечного масла в Черноморском регионе компания «Кернел» имеет свои “морские” активы

В николаевском порту активно работает международный агрохолдинг Бунге, который вложил в свой зерновой терминал ок. 100 млн. долл.

ООО «Ильичевский зерновой терминал» входит в состав мирового игрока Glencor. Общая сумма инвестиций неизвестна, но за последние 10 лет более чем в два раза увеличена емкость элеватора, построен участок по перевалке растительных масел, площадка экспедирования автотранспорта и прилегающие проезды, реконструирована станция «Ксениево» и подъездные пути.

Швейцарская компания Risoil оперирует мощностями в порту Черноморска

В Черноморске также работает швейцарская компания Risoil. С 2000 года, по данным издания «Порты Украины» общий объем инвестиций составил не менее 70 млн. долл.

 

Приватизация?

В планах на текущий год запланирована приватизация около 200 различных государственных предприятий. По словам и.о главы Фонда государственного имущества Виталия Трубарова, это предприятия из разных отраслей: транспортные, химические, машиностроительные, сельскохозяйственные, угольные и другие.

Навигация в украинской части Дуная

Среди них «Украинское Дунайское пароходство» и «Черноморское морское пароходство».

«Фонд заинтересован в том, чтобы они были в кратчайшие сроки переданы для приватизации, а также исключены из Закона Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации». Поскольку по этому закону остаются запрещенными к приватизации более половины объектов, включенных на подготовку к приватизации, существенно снижает инвестиционный потенциал нашей страны», – отметил у себя на странице в «Facebook» и.о главы Фонда госимущества Украины Виталий Трубаров.

 

Инвестиционные парадоксы в порту «Южный»

Несмотря на то, что договор об Ассоциации способствует тому, что портовая отрасль Украины интегрируется в общеевропейские и мировые структуры (как пример можно привести присоединение АМПУ к Европейской организации морских портов с 17 января 2018 г.) сохраняется немало сложностей.

Они связаны как с объективными трудностями законодательного характера и нестабильной внешнеполитической ситуацией, так и внутренними проблемами, которые часто вынуждают инвесторов сворачивать свои планы по инвестированию в портовую отрасль Украины.

Мощности “Дельта Вилмар” в порту Южного

Последний пример того, как крупный инвестор «уходит» из Украины связан с событиями, которые произошли в порту «Южный». Там инвестиционный проект компании «Дельта Вилмар» на более чем 150 млн. долл. был приостановлен в связи с деятельностью благотворительной организации, которая, якобы, вымогала у инвестора деньги.

Международная компания P&O Maritime вышла на украинский рынок

С другой стороны январь 2018 г. принес и позитивную новость. Международная компания P&O Maritime приобрела контроль над украинской буксирной компанией LB Shipping. Соинвестором сделки выступила украинская инвестиционная компания SD Capital. Данная компания является глобальным оператором портовых услуг с более чем полутора вековой историей. Компания предоставляет различные портовые услуги во всем мире, располагает собственным флотом (более 550 судов в общей сложности) из буксиров, швартовых судов, научно-исследовательских судов, пассажирских и круизных лайнеров.

Таким образом, несмотря на декларированную борьбу с коррупцией и создания привлекательного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, ещё остаются сложности, связанные с законодательным регулированием инвестиционного поля и наличием банального вымогательства, которое отпугивает крупных игроков на инвестиционном поле.