Работа в сфере телекоммуникационных услуг во всем мире является востребованной и высокооплачиваемой. В условиях, когда тысячи украинских граждан были вынуждены покинуть свои дома и перебраться в другие регионы Украины, поиск работы был одним из наиболее сложных заданий.
Что делать если государственные центры занятости не помогут?
Как правило, вакансии, которые предлагали и предлагают Центры занятости не особо высокооплачиваемые, а ряда специальностей там попросту нет. В целом работа государственной службы занятости на протяжении первых нескольких месяцев, после начала событий на Востоке Украины и увеличения потока вынужденных переселенцев, была неудовлетворительной.
«За год из более миллиона зарегистрированных переселенцев из Донецкой и Луганской областей было трудоустроено только 3 800 наших сограждан. Не была разработана адекватная стратегия и элементарный план работы Государственной службы занятости с переселенцами, люди остались по сути один на один с проблемами своего трудоустройства», – подчеркнул министр социальной политики Павел Розенко.
Эффективность регионального Центра занятости в Одессе также не очень высока. Процент трудоустроенных переселенцев в Одесской области составляет 20% от общего числа обратившихся.
«За последний год в Одесский областной Центр занятости в поисках работы обратилось 1 497 переселенцев, из которых более чем 20% уже трудоустроены», – отметила начальник отдела организации содействия трудоустройству Одесского областного Центра занятости Татьяна Канава.
Столь незначительный процент трудоустроенных переселенцев связан с рядом факторов, в частности с тем, что наличные вакансии в базе данных службы в основном низкооплачиваемые, от 1 218 грн. до 3 200 грн. В сфере IT, например, средняя заработная плата составляет 1 723 долл. США только по Одесскому региону.
Уровень заработных плат в IT-сфере по основным городам Украины
Другая причина – отсутствие профессиональных данных и компетенции в других отраслях при отсутствии вакансий по основной профессии.
Правда и в этой сфере намечается определенное улучшение. Постановлением Кабинета Министров Украины от 08.07.2015 г. № 505 утверждены Основные направления решения проблем занятости внутренне перемещенных лиц на 2015-2016 гг., которыми предусмотрено создание новых рабочих мест, в том числе и за счет предпринимательской инициативы лиц, находящихся в поиске работы.
Что касается Одесского региона, то благодаря правительству Японии переселенцы имеют возможность получить новую специальность, связанную с телекоммуникационными технологиями. Япония выделила более 5 миллионов долларов на оказание помощи внутренним переселенцам в Украине. В ходе программы реализуются десятки проектов, проводится множество тренингов с одной целью – помочь внутренне перемещенным лицам трудоустроиться. Координаторы проекта призывают переселенцев регистрироваться для прохождения бесплатной программы обучения «Fronted Development», после чего участники смогут пройти стажировки в IT-компаниях.
«Мы очень рады участвовать в учебе переселенцев, и в перспективе в трудоустройстве .Курс фокусируется на фронт-разработки, технологии HTML, CCS, WordPress. Почему эти технологии – потому что в мире сейчас больше всего всех разработок на сайтах делается на тех технологиях, которым мы обучаем на курсах», – говорит Андреас Флодструм, представитель шведской компании «Beetroot», которая будет производить подготовку переселенцев в Одессе.
Таким образом, имея опыт работы в IT сфере работу можно найти почти везде, а как показывает история переселенца из Луганска Максима Нипорады, не только найти работу, но и организовать свое собственное дело на новом месте жительства.
Опыт работы – залог успеха
Максим Нипорада приехал в Одессу из Луганска в мае 2014 года. Сейчас он живет с семьей в Ильичевске, небольшом городе в тридцати километрах от областного центра. Молодой человек говорит, что он и его семья любят Одессу за ее красоту, море и хороших людей.
Как говорит сам Максим: Семье нравится здесь море. И мне нравится – теперь не нужно каждый год всех возить на юг».
В Луганске Максим занимался разработкой веб-сайтов, их раскруткой, поддержкой и рекламой, а начинал он с обычных компьютерных игр. Ещё, будучи подростком, он сделал свой первый сайт и с тех пор решил заниматься этим профессионально.
«Первый свой коммерческий сайт я сделал за 6 тысяч гривен для агентства недвижимости, и он до сих пор работает», – рассказывает луганчанин, демонстрируя, что его работа выполняется качественно и ответственно.
Свою жизнь в Одессе он начал с работы в фирме, но затем решил, что работать «на дядю» не хочет и возобновить прежнюю деятельность, т.е. стремиться быть независимым от работодателей и быть предпринимателем.
Учеба, которая дает знакомства и новые возможности
Возможно, что сфера приложения усилий Максима не только одна из наиболее востребованных, но и наиболее интернациональных. Можно сидеть в любой части земного шара и делать сайты. Для этого надо умение и хороший Интернет. Но чтобы продвигать себя и находить заказчиков этого может быть недостаточно. И здесь без знания местной специфики рынка не обойтись.
По прибытию в Одессу знакомый из Луганска посоветовал переселенцу принять участие в программе помощи переселенцам. Так Максим прошел конкурсный отбор, который проводился этим летом и был весьма серьезным. Организаторы проекта делали ставку на высоко мотивированных людей, которые будут готовы в разном возрасте и с разными знаниями сесть за парту и быстро учиться новому – предпринимательству, продвижению продукта на рынке, маркетингу, бухгалтерии и многим другим вещам.
«Мы проведем несколько мероприятий с одесскими бизнесменами, чтобы приехавшие сюда люди смогли пообщаться со своими коллегами вживую и может быть даже договориться о сотрудничестве. Кроме того мы будем возить на экскурсии по предприятиям», – подчеркнул Александр Славский, программный директор Impact Hub Odessa, один из организаторов инициативы помощи переселенцам в Одессе, в момент старта проекта.
В свою очередь после прохождения полного курса обучения переселенец удовлетворен насыщенной программой и уверен, что именно новые знакомства помогли ему найти новых клиентов.
«От программы я ожидал, прежде всего, новых контактов, и я их нашел. Некоторые участники программы – теперь мои клиенты», – говорит Максим.
Поскольку у Максима семилетний опыт работы в сфере веб-сайтов, программа принесла ему больше пользы в общении с людьми и возобновлении той информации, которая позабылась. Особенно ему понравились лекции по маркетингу. Также он отметил работу Александра Славского и Александра Доброера, также одного из организаторов проекта по обучению переселенцев в Одессе, потому что они «уделяли внимание всем вопросам и реализовывали сказанное».
Стоит заметить, что люди готовы вкладывать в бизнес уже сейчас, они не ждут пока пройдет обучение, пока они выиграют грант в размере от 14 до 100 тысяч грн., но и от помощи они отказываться не будут.
«Есть люди, которые уже сейчас занимаются бизнесом, но им надо дополнительное финансирование», – говорит один из руководителей проекта Анна Подопригора.
Свое дело в Одессе
Бизнес-инкубатор, в котором принимал участие переселенец, предусматривает реализацию собственных проектов. До этого проекты тщательно шлифовались в аудиториях и в контактах с экспертами, в качестве которых выступали приглашенные тренеры, одесские предприниматели и специалисты в различных сферах от юриспруденции до ораторского искусства.
Взвесив за и против, Максим Нипорада решил отойти от идеи веб-студии и создать Digital-агенство. Разница состоит в том, что теперь его команде нужно не просто делать хорошие сайты, а добиваться тех целей, которые перед ними ставит клиент.
«Сайт должен выполнять свою основную функцию – рассказывать о компании, увеличивать продажи, формировать представление о товаре и бренде. Мы взяли в команду маркетологов и теперь работаем совместными усилиями», – подчеркивает Максим.
Успешная работа позволяет ему с уверенностью смотреть в будущее. По его словам он планирует развивать свой бизнес, связанный с созданием и продвижением сайтов не только в Одессе, но и за рубежом.
Осталось еще немного хорошенько поработать и запустить проект окончательно, закупить недостающее оборудование, с помощью которого команда сможет делать сайты и быстрее, и качественнее. А расширив клиентскую базу, Максим и сам сможет помогать людям – создавая новые рабочие места уже в новом и родном для него месте жительства.