25 октября этого года в Украине пройдут очередные выборы в местные органы власти. Эти выборы, организованные по новому закону призваны обновить текущий состав местных депутатов всех уровней. Несмотря на то, что система не до конца функционирует и не до конца понятна самим участникам процесса, она может стать шансом для прохождения во власть новых политических сил, которые смогут взять на себя ответственность за реализацию реформ на местном, локальной уровне. Однако, прежде чем доверить власть новым избранникам стоит обернуться назад и оценить пять лет работы депутатов Одесского областного и городского советов.
Комитет избирателей Украины подготовил объемное исследование под названием «Итоги выполнения предвыборных программ». Разумеется, что пересказ более чем 250 страничного документа будет излишним, однако основные тенденции и результаты мониторинга будут, очевидно, интересны как рядовым избирателям, так и специалистам, которые интересуются данной тематикой.
Методика исследования эффективности выполнения предвыборных программ
Представители КИУ подчеркнули, что мониторинг основан на анализе открытых источников, таких как публикации в СМИ, документы местных советов, а также по результатам подачи информационных запросов в партийные организации.
«Наша организация проводит такой мониторинг не первый год, мы его начали в 2010 году. Ежегодно мы представляли результаты своего мониторинга для того, чтобы политические партии получали оперативную информацию о том, как они выполняют свои обязательства и корректировали свою деятельность». По нашему мнению, во многом то, как выполняется предвыборная программа, зависит от того, как она была составлена. Если программа составлена некачественно, то выполнять её крайне сложно и невозможно. Если же программа составлена как план действий, то шансов, что она будет выполняться гораздо больше», – отметил глава Одесской областной организации КИУ Анатолий Бойко.
Методология анализа информации включает в себя структурирование обещаний политических сил по различным направлениям (ЖКХ, строительство и земельные отношения, транспорт и проч.) с последующим определением их на «выполнимые» и «невыполнимые». Далее каждое выполнимое обещание анализировалось отдельно, а по результатам анализа состояния его выполнения определялась соответствующая оценка от 0 (обещание не выполнено) до 5 (выполнено полностью при активном участии политической силы и/или её представителей).
Затем баллы, полученные каждой партией в каждой сфере, суммировались и делились на количество проанализированных обещаний данной политической силы. Таким образом, выводился средний балл выполнения выполнимых обещаний.
Результат депутатской эффективности Одесского городского совета
Особенностью работы местных советов подходящего к завершению созыва стало серьёзное переформатирование их политических составов с начала 2014 года. Вследствие массовых выходов депутатов из Партии Регионов в городском совете появились новые группы, однако это не дало основания для прекращения мониторинга самой политической силы. По мнению аналитиков КИУ трехлетнее обладание абсолютным большинством в совете должно было дать возможность Партии Регионов реализовать свои обещания.
Результаты мониторинга показывают, что ни одна из прошедших в Одесский городской совет политических сил не смогла выполнить свои обещания даже наполовину.
«В Одесском городском совете наибольшая итоговая оценка за выполнение предвыборной программы – 2 балла у Партии Регионов, а наименьшая оценка у Сильной Украины и Коммунистической партии – 0,8 и 0,9 баллов соответственно», – сообщают авторы исследования. Ещё две политические силы оказались посередине, набрав 1,14 балла (Фронт Змін) и 1.5 балла («Родина»).
Столь низкие итоги выполнения предвыборных обещания свидетельствуют, по мнению аналитиков КИУ, о том, что подавляющее большинство обещаний, которые были даны, выполнялись недостаточно активно, либо вообще не выполнялись, причем наибольшее число выполненных обещаний приходится на первые годы каденции депутатов. В первый год работы Одесского городского совета нынешнего созыва было выполнено три обещания данные рядом политических сил.
Вместе с тем, Анастасия Матвиенко, руководитель аналитического отдела КИУ, подчеркнула, что выполнение многих обещаний стало возможно за счет не действий партий и депутатов, а реализации долгосрочных программ развития, как в Одесском городском, так и в Одесском областном совете.
Что касается обещаний, которые так и не начали выполнять, то их в Одесском городском совете 105 из общего числа в 240 обещаний, которые зафиксировали представители КВУ.
Как выполняли свои обещания политические силы Одесского областного совета
Одесский областной совет также как и Одесский городской совет претерпел значительные трансформации. Что же касается результативности политических сил, то они были ранжированы КИУ следующим образом: 1,99 баллов Партия Регионов, 1,75 баллов Народная партия, 1,38 баллов ВО «Батьківщина», 1,18 баллов Фронт Змін, 1,07 баллов Социалистическая партия Украины и замыкает этот список Коммунистическая партия Украины с результатом 0,68 баллов.
Областной совет также имеет большое количество обещаний, которые так и не были начаты выполняться, их 84 из 181 подсчитанного КИУ.
Среди того, что депутаты пообещали жителям области и не выполнили: повышение минимум вдвое объемов работ по водоснабжению населенных пунктов, обновление базы ЖКХ, содействие формированию партнерских взаимоотношений между местными властями, частным сектором экономики и негосударственными общественными организациями в процессах принятия управленческих решений, решение проблем социально-экономической и общественно-политической жизни региона, беспроцентные ссуды на покупку квартиры молодым семьям.
Итоги и рекомендации
В качестве рекомендации аналитики КИУ выдвинули целый ряд условий, которым должна соответствовать предвыборная программа политической силы, которая идет на выборы в местные органы власти. Она должна отображать актуальные проблемы территориальной громады и способы их решения, содержать только достижимые цели. Тезисы программы должны быть максимально конкретными и состоять из: целей, задач по их достижению, этапов выполнения, показателей достижения задач, объемов и источников финансирования, сроков реализации.
«Основная функция предвыборных программ – актуализировать основные вопросы развития громады перед избирателями. Иными словами, предвыборная программа – это перечень наиболее актуальных вопросов», – считают в КИУ.
Таким образом, одним из самых важных условий успешности политической силы является подготовка программы, с которой она будет идти на выборы. Огромное количество невыполненных обещаний, к которым даже не приступали народные избранники текущего созыва, показывает, что обещания ничего не значат, а, следовательно, выбор следует отдавать тем, кто не только обещает, но и предлагает четкие механизмы решения проблем. Впрочем, уже сейчас можно сделать вывод, что ряд политических сил выходит на финишную прямую с предвыборными обещаниями, которые никоем образом не относятся к компетенции громад и местных советов.
Станислав Кинка