В настоящее время, связи со сложившейся ситуацией в Украине, увеличилось количество запросов к Управлению Верховного комиссариата ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), касающихся международных стандартов защиты и оказания помощи внутренне перемещенным лицам, международная организация вынуждена четко определить статус этих лиц. От этого зависит возможность оказания им помощи, как в рамках украинских законов, так и со стороны международных организаций.
Внутренне перемещенные лица: юридический статус
Согласно Руководящим принципам УВКБ ООН по вопросу о перемещении лиц внутри страны, лица, перемещенные внутри страны, определяются как «люди или группы людей, которые были вынуждены спасаться бегством или покинуть свои дома или места проживания, из-за или чтобы избежать последствий вооруженного конфликта, ситуации общего насилия, нарушений прав человека или стихийных бедствий/техногенных катастроф».
Практика определения статуса внутренне перемещенных лиц (в рамках одного государства) стала необходимым аспектом деятельность ООН в связи с тем, что до этого мандат ООН не распространялся на лиц, не покинувших в силу различных причин территорию государства, где происходил вооруженный конфликт, стихийное бедствие и проч. Из-за этого у международной организации не было действенных рычагов оказания помощи нуждающимся. По данным на 2007 г. приблизительно 24.5 млн. человек более чем из 50 стран мира подпадали под определение «внутренне перемещенных лиц».
Ранее «проблемными точками» на карте мира, где была необходимость оказывать материальную, медицинскую и психологическую помощь были страны Африки, отдельные страны Южной Америки и Ближнего Востока. В настоящее время конфликт, который происходит в двух восточных областях Украины, также стал причиной возникновения внутреннее перемещенных лиц.
Внутренне перемещенные лица в украинском законодательстве
По состоянию на 21 мая УВКБ ООН владеет информацией о 1 млн. 299 800 человек внутренне перемещенных лиц. Эти данные предоставлены международной организации министерством социальной политики. По информации Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, количество ВПЛ из Крыма достигает 20 000 человек.
Так как процесс установления централизованной системы регистрации до сих пор не завершен, реальное количество лиц, перемещенных внутри страны, остается неизвестным.
С течением времени украинское законодательство отреагировало на появление такого феномена как внутренне перемещенные лица, приложив немало усилий, чтобы закрепить на законодательном уровне статус этих людей, приняв ряд законов, чтобы обеспечить помощь этим людям и возможность пользоваться теми правами, которые имеют все иные граждане Украины, в частности получения образования, медицинской помощи и участия в политической жизни.
Основным законом, который регулирует статус внутренне перемещенных лиц в Украине является Закон «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» принятый 20 октября 2014 года с рядом изменений. Согласно этому закону определены сфера деятельности и полномочия государственных и местных органов власти относительно отношений и помощи внутренне перемещенным лицам. В частности Ст. 14 данного закона гарантирует запрет дискриминации внутренне перемещенных лиц: «Внутренне перемещенные лица пользуются теми же правами и свободами в соответствии с Конституцией, законами и международными договорами Украины, как и другие граждане Украины, что постоянно проживают в Украине. Запрещается их дискриминация при осуществлении ими любых прав и свобод на основании, что они являются внутренне перемещенными лицами».
Для обеспечения возможности проживания на территории Украины для лиц, которые потеряли свое имущество, и источник дохода было принято ряд положений, которые регулируют финансовое обеспечение вынужденно перемещенных лиц.
Международный мониторинг потребностей внутренне перемещенных лиц
Начиная с лета-осени 2014 гг. мониторинговые миссии ООН проводят сбор информации относительно потребностей внутренне перемещенных лиц и проблем, с которыми они сталкиваются. Мониторинг проводился в большинстве областей Украины, но мы сосредоточим свое внимание на Одесском регионе.
В первую очередь стоит отметить, что Одесский регион стал одним из тех регионов, которые стал принимать внутреннее перемещенных лиц одним из первых и в значительных количествах. Кроме того в Одесской области существует ряд компактных мест проживания переселенцев, в том числе и людей с особыми потребностями, что обуславливает специфику региона и отношения, характера помощи внутреннее перемещенным лицам.
Точное число переселенцев неизвестно. Однако если говорить о характере цифр, то это будет выглядеть следующим образом. Если осень 2014 года количество официально зарегистрированных лиц составляла 12 240 человек и 2 000 военнослужащих и членов их семей из Крыма, а по оценкам местных властей общее число (с незарегистрированными лицами) переселенцев приближалось к 25 000 человек. На 3 июня 2015 года зарегистрированная численность переселенцев в Одесской области составляла 26 000 человек, таким образом, по примеру осени эту цифру, очевидно, можно увеличить вдвое, чтобы представить общее число вынужденных переселенцев.
За истекший период в Одесском регионе было реализовано несколько общеукраинских и местных программ направленных на социализацию, расселение и занятие вынужденных переселенцев, однако целый ряд проблем так и остался нерешенным. В частности, это касается людей с особыми потребностями, которые находятся в пгт Сергеевка, в отдалении от квалифицированной медицинской помощи. В частности, в отчете УВКБ ООН упоминается о том, что медицинская помощь оказывается всем вынужденным переселенцам, однако они вынуждены сами оплачивать стоимость лекарств, что в ряде случаев компенсируют волонтеры.
Среди основных проблем, с которыми сталкиваются вынужденные переселенцы, стоит отметить следующие: отсутствие жилья на длительный срок, трудоустройство, статус и сохранность недвижимости в АР Крым и на территории подконтрольной сепаратистам на востоке Украины, разблокировка банковских карт и проблема социальных выплат.