Налоговая реформа от Правительства в 2015 году. Анализ основных параметров

Долгожданная и широко разрекламированная налоговая реформа от правительства Яценюка заработала и вступила в силу с января 2015 года, соответствующие коррективы были внесены в Налоговый кодекс в конце декабря. По словам премьер-министра, увеличение налоговой нагрузки должны почувствовать на себе в первую очередь состоятельные члены общества.

 

Проанализируем, кто же на самом деле будет наполнять государственный бюджет в 2015 году. Рядовые граждане, скорее всего, столкнутся с ниже приведенными сборами и налогам:

 


 

 

Ставка налога на доходы физических лиц в 2015 году остается неизменной – 15%, если заработная плата составляет более 10 минимальных зарплат (с 1 января 2015 года этот 12 180 грн.) – будет взиматься 20% от суммы превышения. Останется в 2015 году и военный сбор (1,5% от суммы заработной платы), хотя изначально планировалось, что он введен только до конца 2014 года.

 

Увеличивается ставка налога на пассивные доходы с 15% до 20%, то есть, получив, проценты на депозит, необходимо оплатить в государственную казну 20% с полученного дохода. Сюда же относятся и доходы за ипотечными ценными бумагами, по облигациям, дивиденды, роялти.

 

Введение этого налога прокомментировал партнер налогово-юридического департамента Deloitte Андрей Серветник: «Высокое налогообложение пассивных доходов физлиц – это опережение событий. Возможно, это стоило бы делать где-то через 5-10 лет, но не сейчас, когда страна в тяжёлом положении, а мы ещё и даём такой сигнал “уезжайте, потому что здесь ко всему вы ещё и налоги будете платить более высокие, чем в соседних странах».


Что касается налога на недвижимость, то с 2015 года изменяется база налогообложения, теперь если площадь квартиры составляет более 60 кв.м., а площадь дома больше – 120 кв.м., то они подлежат налогообложению.

 

Облагаются только квадратные метры в части превышения, за 1 кв.м. необходимо будет оплатить не более 2% от минимальной заработной платы (ставку устанавливают местные органы власти). Схема взимания налога выглядит следующим образом. Например, если в собственности гражданина находится квартира общей площадью 70 кв.м. То необходимо будет оплатить:

 


Налог на недвижимость существует в большинстве стран мира и является главным доходом местных бюджетов, именно с этой целью он введен в Украине. Единственное замечание к Кабинету Министров, которое выдвигают большинство экспертов, – за базу следует принимать не квадратные метры, а рыночную стоимость жилья.


Если все вышеперечисленные налоги существовали в той или иной конфигурации, то совершенно новым и неожиданным стал транспортный налог. Объектом налогообложения являются легковые автомобили, которые младше 5 лет и имеют объем двигателя более 3000 куб. см. Ставка налога устанавливается в расчете на календарный год в размере 25 000 гривен за каждый легковой автомобиль, который подпадает под указанные требования.

 

Главная претензия, которую выдвигают специалисты Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, – это неправильная база налогообложения, которая формируется на основе объема двигателя, а не на стоимости автомобиля. Тем не менее Налоговый кодекс может порадовать граждан, которые собираются приобрести новое авто, ведь сбор за первую регистрацию транспортного средства с 2015 года отменен.


Физические лица, начиная с 2015 года, также будут платить налог с начисленной пенсии. Если пенсия составляет более 3 минимальных зарплат – 3654 грн., ставка налога составляет 15% с суммы превышения. Например, если пенсия составляет 5000 грн:

 

 

«В нашей стране только 3,3% пенсионеров имеют пенсию, которая превышает 3 минимальных заработных платы. Все остальные пенсионеры не имеют такой пенсии, которая подпадала под базу обложения НДФЛ », – отметил заместитель главы Министерства финансов Денис Фудашкин.


Что касается косвенных налогов, которые могут затронуть рядовых граждан, то к ним относится дополнительный импортный сбор, который будет взиматься с товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины, в размере 5% или 10% в зависимости от товарной группы.

 

Не подпадают под действие этого налога только жизненно необходимые товары: природный газ, нефть, нефтепродукты, гуманитарная помощь. Этот сбор автоматически увеличивает стоимость импортируемых товаров на 5% или на 10%, пострадают от этого, прежде всего конечные потребители.


Изменения также коснутся и физических лиц предпринимателей, которые являются плательщиками единого налога. С 2015 года будет лишь 4 группы налогоплательщиков. Ставки налога уменьшатся следующим образом: для 3-й группы с 3,5% до 2% от дохода, а для четвёртой с 5-7% до 4% от дохода. Увеличился порог выручки для первой и второй групп: со 150 тыс. грн. до 300 тыс. грн. – для первой группы, с 1 млн. грн. до 1,5 млн. грн. – для второй. Таким образом, хотят стимулировать развитие предпринимательства в Украине.


 

Основные преимущества и недостатки проведенных изменений охарактеризовал партнер налогово-юридического департамента Deloitte Андрей Серветник в интервью газете Экономическая Правда: «Главный “плюс” – это то, что продолжаются попытки систематизировать нашу налоговую систему и сделать ее более разумной. То есть, устраняются лишние налоги, которые не приносили государству абсолютно никакой пользы. Сил и времени на их администрирование у налогоплательщиков и государства уходило гораздо больше, чем было от них эффекта. Самая большая проблема вот этой пресловутой налоговой реформы заключается в том, что она совершенно несистемная и по своей сути напоминает больше латание дыр. В любой цивилизованной стране налоговая реформа занимает несколько лет, некоторые вещи анонсируются там с запасом в пять-семь лет, некоторые как минимум за год».

 

Наталья Лукьяненко