Проблема катакомб в Одесской области не нова: под землю уходят дороги и дворы частных домов, – пишет Сегодня.
Очередная жертва – 9-летний Максим. Он провалился в 6-метровую яму, образовавшуюся посреди дороги в селе Холодная Балка. Максим угодил в провал, ведущий в катакомбы, когда ехал на урок английского. Ребенок провел под землей около часа — с улицы его крики услышала соседка. По словам родителей, он получил сотрясение мозга и ушибы и до сих пор находится в шоковом состоянии. “Сейчас ребенок находится дома, его уже привезли из больницы, пока на таблетках. Потихонечку отходит от шока: смотришь на него, он вроде бы веселится, а вечером уже плоховато становится, и ночью особенно”, — рассказывает нам мама Максима Надежда. “Не мой ребенок упал бы, так другой. Это центральная улица, дорога одна, больше объездов нет. Если сейчас дожди пойдут, дыра может еще больше стать”, — сетует Надежда, добавляя, что неподалеку есть еще один провал.
Кроме того, недавно в селе образовалась яма рядом с жилыми домами. “На том краю, где дома стоят, катакомбы очень старые, там давным-давно все в обвалах. Катакомбы близко к поверхности”, — рассказали в селе.
На катакомбах стоят множество сел к северу от Одессы. Сотни километров подземных ходов простираются не только под Холодной Балкой, но и под Нерубайским, Усатово и другими населенными пунктами на берегу Хаджибейского лимана. Обвалы туннелей тут не в новинку.
“Обвалы мы тампонируем: сначала идет вскрытие, потом ставим подпорные стенки, ограждаем под землей место обвала и потом туда заливаем песок с водой, — рассказал глава Усатовского сельсовета Юрий Маковейчук. — Вообще нужно сделать полное исследование катакомб и такими локальными мерами их укрепить, но не думаю, что сегодня кто-то такой проект потянет. Очень много туннелей, это беда у нас”.
Обвалы в Усатово случаются два-три раза в год. Впрочем, местные жители говорят: куда чаще под землю уходят дворы частных домов, а дыры в полях и вовсе никто не считает.
Идею засыпать туннели эксперты называют “безумной”. По словам инспектора Одесского горсовета по сохранению культурного наследия Владислава Масленко, который специализируется на катакомбах, только в процессе строительства одного многоэтажного дома в Одессе требуется 5000—10 000 тонн песка для заполнения подземных пустот, что же говорить о целом селе.
“Счет идет на миллионы гривен, засыпать все холоднобалковские катакомбы — нереально”, — говорит Масленко, добавляя, что из-за высокой цены сельским жителям приходится просить дотаций у местных советов или забивать дыры подручными средствами.
Необходимо бороться с причинами обвалов, считает эксперт: “Как правило, это происходит из-за намокания подпорных стенок: незаконные скважины, канализация, которая течет под землю”.
Провал в Холодной Балке наконец-то оградили яркой лентой.