По материалам газеты «Одесский вестник».
Линия трамвайного маршрута №27 была открыта в 1962 году для обслуживания предполагавшейся промышленно-курортной зоны между Черноморкой и Сухим Лиманом, была построена двухпутной, хотя по ней во все времена курсировало не больше двух вагонов. Объяснялось это небольшим километражем линии, соединявшей Черноморку и Ильичевский рыбный порт, и временем в пути не более десяти минут – всего семь остановок.
С годами и так неполные вагоны опустели: своих сотрудников Рыбпорт предпочитает развозить транспортом предприятия, пивзавод «Черномор» давно закрыт. С одной стороны путей по-прежнему пустырь, с другой – разросшийся элитный поселок «Совиньон», жильцы которого услугами электротранспорта не пользуются. Появились конкуренты – маршруточники. Трамваем пользуются одиночки, которые и делают кассу на этом маршруте. Надо сказать – очень маленькую.
В 2005-м году в 27-й маршрут попытались влить свежую кровь, продлив его движение в сторону города до 11-й станции Люстдорфской дороги и объединив с 29-маршрутом. Время в пути уже составило больше 20 минут, количество пассажиров увеличилось, но опять же – только на участке от Черноморки до 11 станции. В направлении Рыбпорта снова ехали единицы. Детальное изучение пассажиропотока показало, что основная часть пассажиров приходится на участок «11-я станция – Черноморка», где в среднем количество пассажиров в одном вагоне может достигать 38 человек.
На участке «Черноморка – Рыбпорт» средняя загруженность 2-3 человека, в час пик – от 11 до 20 человек.
По словам директора КП «Одесгорэлектротранс» Натальи Колесниченко, на фоне перевозок других трамвайных маршрутов, доход на 27-м – минимальный. Удельный вес линейной выручки на участке между Черноморкой и Рыбпортом в общей сумме доходов трамвайного депо составляет 0,05 %.
Финансовый анализ эффективности работы маршрута показал, что за 9 месяцев этого года доходы от перевозки пассажиров составили всего 9,8 тыс. грн, при этом затраты коммунального предприятия на обслуживание данного участка – 327,2 тыс. грн. Убытки предприятия несложно подсчитать: с начала года они составили 317 тыс., за прошлый год – 415 тыс. грн.
Относительно затрат стоит отдельно пояснить. Наши читатели, вероятно, помнят чуть ли не ежедневные сводки милиции о краже контактных проводов. Из-за вандализма прерывалась работа трамвая №20 у Хаджибейского лимана, № 19 – на Даче Ковалевского. Неоднократно подобное случалось на участке между Черноморкой и Рыбпортом. В прошлом году там украли 1340 м провода, на закупку кабеля и восстановительные работы предприятие потратило 167 тыс. грн., не считая убытков от работы маршрута. В качестве отпугивающей меры было решено организовать работу ночного вагона. Но, как показала практика, вагоновожатый катает сам себя, пассажиров в темное время суток вообще нет.
Безусловно, в дальнейшем такие траты просто недопустимы. Учитывая тяжелое финансовое положение Одесгорэлектротранса и необходимость эффективного использования коммунальной собственности, руководство КП обратилось в городской департамент транспорта, связи и организации дорожного движения с предложением рассмотреть возможность закрытия движения трамвайного маршрута № 27 на участке между остановочными пунктами «Люстдорф» и «Рыбпорт», с вынесением данного вопроса на сессию Одесского горсовета. Стоит отметить, что ликвидация трамвайной линии на этом участке не оставит район без транспортного сообщения – тут курсируют три маршрутки: № 220, 220а и 519, работающие как в обычном, так и режиме маршрутного такси.
Но есть одно обстоятельство, которое может повлиять на решение транспортников. Жители поселка Бурлачья Балка, узнав о возможном закрытии движения, написали несколько обращений в адрес КП «Одесгорэлектротранс». Вопрос еще можно решить положительно, если руководство Ильичевского городского совета, к которому относится морской рыбный порт и село Бурлачья Балка, и Таировского поселкового совета Овидиопольского района области, в чьем ведении находится поселок «Совиньон», отреагируют на встречное предложение горэлектротранспорта.
– Мы письменно обратились к руководителям этих органов, – рассказывает Наталья Колесниченко. – Учитывая обращения граждан, мы предложили им рассмотреть возможность компенсации убытков на содержание участка пути трамвайного маршрута № 27 нашему предприятию. Тогда мы обеспечим потребность жителей села Бурлача Балка в перевозках и не остановим работу маршрута на участке «Черноморка – Рыбный порт». Ведь фактически сегодня все затраты ложатся на городской бюджет.
Если участок все же будет закрыт, демонтированные трамвайные пути и спецчасти, пригодные для дальнейшей эксплуатации, будут использованы для нуждающихся в ремонте участков пути трамвайного маршрута № 7, общей протяженностью 2 км. Отжившие свое спецчасти, контактная сеть и опорные конструкции пойдут на лом, что позволит получить дополнительные средства на развитие предприятия.