Одесские и другие эксперты о 100 днях Саакашвили

Ирина Медушевская, одесский блоггер:


«Саакашвили – паркетный революционер, который совершенно не умеет системно работать»


До прихода Саакашвили в Одессу меня очень волновал момент, что Одесса исчезла с политической карты Украины, об Одессе вообще ничего не говорили. И вот приходит Саакашвили, а, согласитесь, он – бренд, все внимание было привлечено к Одессе, о нас стали упоминать, о нас стали говорить. И это очень хорошо для города. Кредит доверия, который был выдан Саакашвили, был огромным, я не знаю еще такого губернатора, на которого возлагали столько надежд, у всех была надежда, что что-то изменится. Но я четко понимаю, что Саакашвили – прямое президентское назначение. Как человек может бороться с властью, будучи сам властью, мне не очень ясно. Саакашвили сделал много громких заявлений, которые впоследствии были разобраны по пунктам. Он сказал, что всех уволит в ОГА, но не уволил. С терминалом аэропорта тоже не вышло. И так по каждому пункту. Саакашвили – паркетный революционер, который совершенно не умеет системно работать. Мы очень важный регион, я считаю, мы важнее Донецкой и Луганской областей, мы самый важный регион Украины, три порта, выход в Черное море. Почему нужно воевать с премьер-министром, с Коломойским? Что у нас есть хороший и плохой олигарх? За это время он снес два забора, но у меня вопрос: мы же хотим жить по-европейски, а где же неотъемлемое право на частную собственность? Почему нужно сносить заборы, а не начинать с людей, которые дали разрешение на эти заборы? Почему у нас двойные стандарты? Ничего не изменилось.

 

Александр Коваленко, блоггер  (Злой Одессит): 


«Саакашвили – как политическое информационное оружие, уничтожает своих оппонентов,  зарабатывая баллы в свою пользу»


Подводить итоги деятельности того или иного правительства, либо же отдельных политических деятелей, сил, – довольно модная тенденция. Но сложно говорить о КПД Саакашвили как главы ОГА, исходя из рамок 50, 100 и прочих круглых дат, поскольку он ставил перед собой весьма амбициозные цели, которые достигнуть за столь короткий срок, в прожженном коррупционной составляющей одесском регионе, весьма непростая задача. Что сделано из глобального? – Пока ничего. Прежде всего, не произошла полная на 100% замена чиновьичего аппарата, и проект «дороги в Европу» завис на неопределенный срок, все по той же, прозаической причине, равно как и «прозрачный офис». Да и в принципе, говорить о глобальных завершенных проектах в рамках 100 дней не верно. Если эпизодически, то, безусловно, есть очевидные результаты, в первую очередь, связанные с притоком инвестиций и приходом международных авиакомпаний. Показательные попытки борьбы с коррупцией, превращающиеся в последние дни в настоящие эпические баталии. В целом же, как глава ОГА, Михаил Саакашвли за эти 100 дней проявил куда больше активности на своем месте, чем многие его предшественники, которые зачастую обещанное так и оставляли без внимания на весь период своего восседания на «областном троне», даже не пытаясь реализовывать весь тот багаж хрустальных дворцов, которыми тешили одесситов и жителей области.


Де-факто, сражение между Коломойским и Саакашвили началось с того момента, как Михаила назначили на пост главы ОГА, «пододвинув» Игоря Палицу. Разумеется, когда началась работа на таможенном поприще, были подключены более серьезные политические силы в лице премьер-министра. Разбирать по полочкам этот конфликт – дело неблагодарное, а вот результат его, особенно на общественном плацдарме, весьма показателен. Дело в том, что Коломойский своими давнишними попытками облить Саакашвили грязью, в том числе и при помощи «1+1», создал эффект полной поддержки общественности именно главы Одесской ОГА. В один прекрасный миг олигарх – герой всей страны – превратился в антигероя. И если Коломойский еще какое-то время держал марку, наработанную в первые месяцы войны, то Яценюк её уже достаточно давно стал терять, и на сегодняшний день, его участие в этом конфликте окончательно похоронило репутацию. Саакашвили, как политическое информационное оружие, уничтожает своих оппонентов, при этом, зарабатывая серьезные баллы в свою пользу. Кто выиграет в этой конфронтации? – Да никто. Потому как уже выиграл Саакашвили, в не зависимости от конечного результата.

 

Максим Лациба, Центр политических исследований (Киев):


«Нема чіткої стратегії реформ в Одеській області, і немає управлінської команди, що може призвести до системних збоїв»


Загалом я позитивно оцінюю діяльність голови Одеської адміністрації Михайла Саакашвілі. Принаймні, точно видно, що він хоче робити реформи, точно хоче змінювати ситуацію на краще, що він хоче будувати прозоре державне управління, ринкову економіку, хоче, щоб корупційні схеми зникли в Одеській області. Йому дуже важко з цим, тому що посада голови обласної адміністрації має дуже обмежений владний ресурс. Щоб робити ефективні реформи, потрібна команда. Є складності з формуванням керівного складу районних адміністрацій – то Кабмін не пропускає, то Адміністрація Президента не призначає, інколи складається враження, що спеціально ставлять Саакашвілі якісь перепони, щоб він не показав хороший результат. Але він зміг захопити людей – жителів області. Він отримав значну довіру від громадських організацій. Був навіть створений громадський Антикорупційний офіс, який веде розслідування. Але до мінусів відноситься те, що до цього часу нема чіткої стратегії реформ в Одеській області, і немає управлінської команди, що може призвести до системних збоїв найближчим часом. Зараз взагалі іде така навіть не підкилимна, вже публічна війна між олігархом Коломойським і Українською державою в особі Порошенка. Коломойський намагається захистити свої частини економіки і державного управління. Саакашвілі є командою президента Порошенка, тому Коломойський, очевидно, веде боротьбу з Саакашвілі за вплив в Одеській області. Я думаю, буде ще багато компромату.

 

Сергей Якубовский, доктор экономических наук (Одесса):


«Саакашвили вынужден поддерживать Порошенко, который, по большому счету, ничем не отличается от Яценюка и Коломойского»


В целом, конечно, впечатления приятные. Начнем с «плюсов». Первый «плюс» – это имидж Одессы. Благодаря тому, что бывший президент Грузии стал губернатором Одесской области, об Одесской области узнали во всем мире. И то, что случилось 2 мая 2014-го года, негативный момент, связанный с гибелью 48 человек, был перекрыт. Приехали туристы из других стран, в этом году небывалый наплыв туристов. Саакашвили сразу позабирал блок-посты, сделал Одессу на вид мирным городом. Второй «плюс» – это то, что полностью изменилась структура областной администрации. Администрация – это тот орган, который не нужен Украине, что он будет, что он не будет, разницы нет, функции управления не заметны. Его скандал с премьер-министром, его хозяином Коломойским, который показал, что пока эти схемы не будут разрушены, у Украины нет никаких шансов остаться независимым государством. Янукович пропал, но эти схемы, которые создавались, в том числе Януковичем, остались. Борьба с премьер-министром, Коломойским – это самое важное. Если Саакашвили проиграет, он исчезнет из Украины, а останется Яценюк, Коломойский, то шансов никаких нет, Украина будет деградировать и дальше, пока не распадется. Негативный момент заключается в том, что он не взял в свою команду ни одного экономиста. Он говорит красиво, хороший менеджер, но, в принципе, не понимает, что происходит как внутри Одесской области, так и внутри экономики Украины. Хотя в рамках Одесской области экономические реформы и невозможны. Сначала нужно разрушить экономическую систему государственного управления – коррупционную, основанную на полном контроле олигархов. Еще один недостаток – то, что он полностью зависит от президента Порошенко. Саакашвили вынужден поддерживать Порошенко, который, по большому счету, ничем не отличается от Яценюка и Коломойского. Поэтому он приехал в Чернигов, несмотря на то, что там были грубейшие нарушения выборов, он поддержал кандидата от Блока Порошенко, потому что он раб Порошенко.

 

Елена Галкина, политолог (Москва):


«Нельзя быть деятелем общегосударственного масштаба и эффективным губернатором одновременно»


Должность губернатора в Украине – все-таки должность чиновника. Однако, задачи реформирования, которые обозначил изначально Михаил Саакашвили, предполагали реформы, которые не только в компетенции губернатора, но и изменения в институциональном управлении. Поэтому поставленные задачи фактически привели его в ловушку. То есть, если губернатор исполняет исключительно свои обязанности, не претендует на превращение своего региона в «город-сад», соответственно он не вынужден действовать на общеукраинском поле. Те задачи, которые поставил Саакашвили, вынудили его действовать на общеукраинском поле. Но он не имеет для этого полномочий, поэтому действовать он может только через публичную дипломатию, через медиа, через создание каких-то информационных поводов. Общественное мнение в Украине значит сейчас очень много, как и в любой демократической стране. Это обусловило его постоянное появление в медиа, многочисленные интервью самым разным изданиям, громкие акции по уничтожению заборов, на которые он приводил прессу. Но проведение реформ предполагает какие-то пошаговые меры, которые должны быть как-то прописаны. Михаил в начале своего назначения много говорил о 100 днях, полугоде, артикулировал какие-то сроки, после этих объявлений должна следовать публикация плана реформ, которые будут сделаны, и, соответственно, отчет по всем этим шагам. Я не видела ни одного такого документа. Отчета о своих действиях Одесская администрация, несмотря на позиционирование такой внешней открытости, не предоставила. Поэтому сложно говорить о каких-то реальных результатах. Реально мы видим Саакашвили в медиа, 4 снесенных забора на одесских пляжах, поездки в маршрутках, а какие произошли реальные изменения в инфраструктуре области, какие инвестиции были привлечены за это время, какие документы подписаны? Общество ничего не знает об этом. Также просчетом является отсутствие назначений одесситов в чиновничьем аппарате областной администрации. Назначения проходили непрозрачно. Саакашвили обещал слишком много, то, что невозможно выполнить без решения центральной власти, он вынужден заниматься этим и не заниматься регионом. Нельзя быть деятелем общегосударственного масштаба и эффективным губернатором одновременно. Нужно как-то перераспределять полномочия.