Анализ нормативно-правовых актов местной власти на соответствие новому антикоруппционному законодательству, проводимый совместно Центром политических студий и аналитики (ЦПСА, Киев) и Институтом Политической Информации (Одесса), выявил множество правовых коллизий.
В своих действиях местные власти нередко ссылаются на положения общего закона, в то время как определённые нормы права должны быть подтверждены соответствующими решениями, программами и регламентами местной власти.
Ещё в 2013 году при аналогичном анализе открытости местных бюджетов Виктор Таран, директор ЦПСА, подчеркнул, что ситуация с контролем бюджета в Украине достаточно плачевная. По его словам, 80% органов местной власти не публикуют информацию о бюджете или публикуют в недоступной для обывателя форме.
Сейчас Одесский областной совет в связи с новыми кадровыми назначениями и перестановками, демонстрирует стремление к прозрачности и подотчётности власти, однако есть и ряд системных проблем, существование которых перечёркивает любую риторику апологетов европейской Украины:
-отсутствие процедуры общественных слушаний перед принятием бюджета (что прописано, например, в бюджетном регламенте Житомирского горсовета);
-отсутствие публикации информации о расходной части бюджета (положительным примером здесь служит Черновицкий горсовет);
-Областной совет не участвует в системе электронных допороговых закупок (об опыте участия свидетельствует практика Львовского горсовета);
-отсутствует процедура заблаговременного оповещения про время, место и повестку дня заседаний постоянных депутатских комиссий через веб-сайт совета (информирует о заседаниях ПДК Черкасский облсовет);
-порядок опубликования стенограмм пленарных заседаний не составлен (в Украине стенограммы публикует Ивано-Франковский горсовет);
-отсутствует порядок опубликования через официальный веб-сайт совета протоколов заседаний Президии Областного совета (протоколы, например, публикует Деснянский районный совет в Чернигове);
– видеоархив пленарных заседаний на официальном сайте Областного совета также отсутствует (Луцкий горсовет имеет такой архив на своём сайте);
– на официальном веб-сайте не предоставляется информация о помощниках депутатов Облсовета (Каменец-Подольский горсовет предоставляет такую информацию);
– обнародование на официальном веб-сайте совета деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера депутатов городского совета также отсутствует (Львовский горсовет публикует декларации депутатов).
Заседания Облсовета транслируются онлайн, однако прямая видеотрансляция заседаний Президии, а также постоянных депутатских комиссий не осуществляются.
Ситуация с прозрачностью функционирования Одесского городского совета намного лучше. На официальнос сайте горсовета можно ознакомиться со всеми кадровыми решениями, принятыми нормативно-правовыми актами, распоряжениями городского головы и т.д., однако в регламентах совета также отсутствуют некоторые нормы, которые должны быть приняты в соответствии с измененияем законодательства за последний год.
Следует отметить, что на сайте горсовета существует процедура заблаговременного информирования о времени, месте и примерном порядке дня заседания постоянных депутатских комиссий совета. К тому же, в Регламенте исполнительного комитета наличествует норма о прямой видео-трансляции каждого заседания исполнительного комитета городского совета.
Павел Колотвин, руководитель аналитической Института Политической Информации, замечает, что, как правило, Регламенты местных советов переходят из одного созыва в следующий с незначительными изменениями и дополнениями. В течение всего срока каденции они могут и вовсе не меняться и не обновляться в ногу с законодательством. В некоторых случаях изменения вносятся под определенные политические расстановки.
Проект Центра политических студий и аналитики направлен на то, чтобы содействовать имплементации антикоррупционного законодательства и подготовить наработки по его внедрению в региональных советах.
Приведение в соответствие национального и местного законодательства в соответствии с Законом Украины «О доступе к публичной информации» – лишь первая ступень к снижению остроты системного кризиса власти в Украине.
Недоверие к главным действующим лицам и институтам лежит в основе кризиса легитимности и кризиса участия. Выведение из тени неформальных практик социальной и политической жизни, которые дополняют и заменяют основной закон, – вот необходимое условие для того, чтобы политическая элита играла по правилам, а не с правилами.
Ксения Селина